30. Игнатченко Елена Евгеньевна: «Мы полагаем, а…», Мурманская область Кольский район п. Зверосовхоз

Планы человеческие, даже самые продуманные, несовершенны и изменчивы. Я никогда не думала о том, что в моей семье будет воспитываться приемный ребенок, но…,

«Случай — это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем».

 Анатоль Франс.

 

Вот о своем «случае» я поведаю вам.

Первое сентября 2009 года, начало учебного года…. Мне сообщают, что в нашу школу поступает новенькая девочка, которую хотела взять на воспитание семья из Испании, но не взяла, потому что ребенок покусал собаку и членов этой семьи, но к сожалению, ребенок не умел целоваться. На этом знакомство закончилось, Рита провела оставшееся время с сопровождающим, который привез группу из России в Испанию.

На следующий день Маргарита появилась в нашей школе. Это была «егоза», которая не могла сидеть на месте, постоянно пела песни, раскачивалась в такт музыке.  Ей было 9 лет, но ее развитие соответствовало возрасту 2-3 летнего ребенка.

Изучая документы, я узнала, что ребенок был изъят из семьи в восемь месяцев и постоянно находился в  учреждениях для детей – сирот. Маргарита ребенок – инвалид, с диагнозом легкая степень умственной отсталости. Так же у нее стоял диагноз синдром гиперактивности и дефицита внимания.  Навык письма, чтения не сформирован, гигиенические навыки не соответствовали ее возрасту.  Все действия её контролировал взрослый. К сожалению, эта проблема всех детей, воспитывающихся в детских домах и школах интернатах.

Девочка сразу прониклась ко мне вниманием, в любую минуту прибегала посмотреть и сразу же убегала.

В 2010 году мы поехали  в оздоровительный лагерь с группой детей — сирот из нашей школы, Рита была среди них. В лагере  мы были постоянно вместе. Наверно в этот момент и произошло то, о чем я еще не догадывалась и жила своей жизнью и строила СВОИ планы на будущее. Возвращаясь домой из лагеря, Маргарита не отходила от меня ни на минуту. Подъезжая к Мурманску, под утро, я проснулась от чувства, что на меня кто- то смотрит. Открыв глаза, увидела, сидящую на корточках Риту, которая шептала: «Будь моей мамой, не бросай меня!».

Потом Рита залезла ко мне под одеяло, прижалась, немного поворочалась  и уснула, хотя у нее были проблемы со сном;   в течение суток она могла спать 3-4 часа, остальное время ворочалась, качалась.

Мы вышли на перрон г. Мурманска, меня встречал муж — Олег с дочерью.  Пока мы радовались встрече, я почувствовала, что кто — то ко мне прижимается. Опустила глаза и увидела рядом Маргариту, она прижималась к моей ноге и просила забрать её с собой. Мы обнялись, попрощались и разъехались: она в школу, а я домой.

Мысли о том, чтобы взять ребенка я гнала от себя.  Спустя две недели, я находилась в отпуске после лагеря,  раздался телефонный звонок. Звонила, классный руководитель Риты, которая была обеспокоена состоянием девочки. Маргарита  не общалась, то плакала, то дерзила всем.  Мне пришлось рассказать классному руководителю о случившемся в поезде и на перроне.

После звонка мысли об этой маленькой, беззащитной девочке не покидали меня.  Постоянно думала  о ней. Наконец  я решила поговорить с мужем и дочерью. К разговору готовилась тщательно: чтобы подготовить мужа, я организовала встречу в бассейне г. Мурманска, куда дети нашей школы приезжали каждую субботу.  О ребенке я ему не говорила и решила не показывать, но из всех детей он заметил именно ее.  А Маргарита худенькая, с тоненькими ручками и ножками, с ростом 1 метр 10 см, воспитывала учащегося 9 класса из нашей школы.

Спустя некоторое время Олег сам заговорил о Рите, называя ее «Ёжиком».  Он восхищался её бесстрашием в общении и купании в бассейне.

Я поняла, с мужем вопрос решен.

Дочь — Юлия, к этому моменту ей исполнилось 20 лет, выслушала меня и сказала, что примет мое решение.

Вот так 17.12.2010 года у нас появился ребенок по имени Маргарита Андреевна. Иллюзий в отношении воспитания мы не строили, но и плана не было. Все идеи появлялись постепенно. Поначалу мы привыкали друг к другу, потом Ритуся нам «выдала все лучшее и сразу». Мы столкнулись с воровством ребенка. Она как сорока тащила все, что ей понравится. У нас пропадали деньги, документы, а самое главное — конфеты, печенье. Спустя время мы всё нашли  под кроватью в одной из комнат.  Постепенно отучили её от этого. Следующий этап — эмоциональные проявления: если что-то не так Маргарита в любом месте билась головой о стены, раздирала лицо руками и орала, привлекая внимание к себе окружающих, но и с этим испытанием мы справились. В общем, испытывала она нас на прочность два года ежечасно, ежеминутно. Но мы не из робкого десятка и решили направить её неуёмную энергию и фантазию в мирное русло. Маргарита училась ездить из школы домой и освоила дорогу к дому, училась пользоваться домофоном, открывать дверь ключами.  Кто — то скажет, что это просто и легко, но для ребенка, который девять лет провел в детском доме и не имел представления о понятиях «ДОМ», «СЕМЬЯ», «МАМА», «ПАПА»- все было в первый раз и ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

В 2011 году мы отдали нашу «звезду» в спортивную школу № 15 к тренеру по плаванию Александре Владимировне.  Наш тренер делала все, чтобы научить её плавать, дисциплине, слышать и слушать. Когда градус терпения зашкаливал, тренер звонила нам и говорила о сложностях с ребенком, при этом после каждого слова извинялась.   Маргарита направляла свои «чары» на тренера и заявляла, что если я -Рита, устала, то Вы не имеете право меня заставлять. Иначе я буду жаловаться на Вас.  Я, выслушав «крик души», сказала, чтобы тренер не стеснялась и звонила тут же. Так как мы должны идти «Рука в руке», Маргарита должна знать, что  у нас единые требования.

Сегодня 2017 год. Наша Маргарита защитила 1 юношеский разряд по плаванию. У нее в арсенале 1 и 2 места в соревнованиях различного уровня. В этом году она привезла 1 место с параолимпийских игр г. Пенза, 3 место с международных соревнований, которые проходили в Норвегии. Сейчас она готовится к соревнованиям в Швецию, а потом в Египет.

2012 год. Следующее испытание – музыкальная школа. Придя в школу,  я, честно говоря, не надеялась, что мы  туда попадем. Нас встретила замечательный учитель – Людмила Алексеевна, которая прослушала Риту и отправила к директору – Елене Владимировне. Я видела настороженность в глазах преподавателей. Очень много вопросов: как девочка с диагнозом умственная отсталость будет учиться, а тем более сдавать экзамены. Я их успокаивала и просила принять, для общего развития ребенка (хочу напомнить, что к 2012 году развитие Маргариты соответствовало 4-5 летнему ребёнку, а по факту ей было 12 лет). Директор музыкальной школы, немного успокоившись, сообщила, что есть последнее место  по классу домры, учитель, который будет учить молодой, но очень талантливый.  Так мы в первый раз встретились с  Владимиром Валерьевичем. Его совсем не смутило, что ребенок – инвалид с ОВЗ. Он разработал для неё программу обучения и пошел процесс.  Маргарита сопротивлялась, дерзила, рыдала, упрекала учителя, но он был стойким и непоколебимым. С ним мы сразу заключили договор о единых требованиях и откликались на просьбы о помощи всех преподавателей музыкальной школы. Спустя год Рита бегала в школу с удовольствием. Заучивала пьесы, сдавала отчетные экзамены, участвовала в конкурсах. На следующий год Риту записали в оркестр, в котором она играла до выпуска из музыкальной школы.

Маргарите пришлось совмещать три школы сразу: коррекционную, спортивную и музыкальную. Было очень трудно и ей и нам. Но ребенок втянулся. Она сама научилась добираться в бассейн и музыкальную школу и обратно. Научилась пользоваться расписанием автобусов, рассчитывать время чтобы не опаздывать. А мы учились вместе с ней играть на домре: Олег, он владеет игрой на гитаре, объяснял девочке «лады», как правильно пальцем прижимать струны, контролировал правильность проигрывания. Также он учил Риту самостоятельно выполнять домашнее задание, а я улаживала отношения между строптивой Маргаритой и учителями музыкальной школы. Наши труды не прошли даром. В мае 2017 года Маргарита получает свидетельство об окончании музыкальной школы, сдав экзамены по сольфеджио на оценку -4, специальность на 4 и музыкальную литературу на 5. Поначалу педагоги школы разрабатывали для Риты индивидуальную программу, а позже она обучалась на равных условиях со своими сверстниками.

Не смотря на огромную занятость, Рита принимала активное участие во всех творческих мероприятиях Кильдинской школы – интерната. Она пела, танцевала, была  ведущей «актрисой».

Мы постоянно были рядом с нашей девочкой, принимали участие в различных фестивалях: «Кораблик Надежды», «Возьмемся за руки друзья», «интеллектуальный марафон для детей с ОВЗ», «В гостях у сказки», творческом фестивале «Созвездие»,  «Семейном марафоне», конкурсе семейных театров «Золотой ключик», которые были организованы специалистами ДК им. С.М. Кирова. Наша семья участвовала в региональном конкурсе художественного творчества  «Ассамблея замещающих семей», представляла видеофильм о своей семье. Болели за нашу спортсменку на соревнованиях.

Понятно, что один в поле не воин, и в минуты отчаянья  нас поддерживали наши друзья, которые терпеливо выслушивали наши проблемы и могли поддержать добрым словом и мудрым советом.  Наша семья в адаптационный период  была на сопровождении  в Центре психолого – медико- социального сопровождения г. Мурманска. В течение двух лет с нашей семьей работала психолог. В любую минуту она отвечала на все мои звонки и выслушивала мои наболевшие проблемы.

2017 год. Маргарита на пороге выпуска из коррекционной школы. От «Ёжика» не осталось и следа. Она очень изменилась: если в десять лет навык чтения был не сформирован, то сейчас она сама бегает в библиотеку, выбирает книги и очень любит читать.

Спорт у нее на первом месте, но Рита стоит перед выбором «Кем быть?». Она приняла решение, что будет поваром. Наша девочка научилась выпекать «Тертый пирог», делать сладкую колбасу,  крошить салаты, варить макароны, суп с галушками и фрикадельками. Если я задерживаюсь, то могу позвонить и попросить Ритусю и она приготовит перекусить. Она постоянно со мной на кухне перенимает опыт в приготовлении.

Но все же, на протяжении семи лет меня не отпускает тревога о том, как же сложиться её самостоятельная  жизнь. Мы не собираемся расставаться, когда ей исполнится 18 лет. Мы планируем вместе переехать в Севастополь на постоянное место жительство.  Но это будет потом, а пока впереди окончание школы, получение профессии, много других событий.

Надеюсь, Маргарита впитала все — чему её  учили, чему училась сама, живя в нашей семье.

 

Оставить комментарий