Конкурс дневников приёмных семей

390. Грицюк Светлана Николаевна: «Жизненные зарисовки о радостях и трудностях жизни в приемной семье, буднях и праздниках, трудностях и победах», Республика Адыгея, г. Майкоп

Дорогой мой дневник! Последний раз мы с тобой общались 5 лет назад. Столько воды за это время утекло, много перемен, изменений! Так хочется выговориться, поделиться сокровенным! У меня есть единомышленники, есть с кем поговорить, но иногда хочется поговорить с молчаливым слушателем. Им будешь ты! Ну, так давай вспомним с чего всё начиналось!

Жили – были два одиночества. Звали их Светлана и Володя. Почему одиночества, да потому, что очень долго в их семьях они были, единственными детьми и не было у них ни брата, ни сестры. Жили они в разных частях города и друг о друге ничего не знали. Работали, учились, получали профессии (ни те, о которых мечтали с детства). Светлане не разрешили пойти учиться в педагогический колледж, о чем мечтала она с 1 класса. Всегда была окружена детворой – соседскими детьми. Играла с ними, разучивала песни, летом работала в пришкольном лагере пионервожатой. Вся в маму, которая проработала не один год в образовании. И вот поэтому мама решила, что одного педагога в семье достаточно и уговорила дочь сменить профиль и поступить в технологический техникум. Владимира отправили учиться в железнодорожный техникум, т.к. он будущий мужчина, глава семьи и должен кормить семью, но душа его рвалась к чему-то возвышенному.

Много ли, мало ли времени прошло, но года пролетели. Светлана была уже взрослой и могла принимать решения самостоятельно. Она поступила в педагогический колледж заочно и стала работать в детском саду воспитателем. Владимир отслужил в армии и поступил в ЦГПИ (Целиноградский государственный педагогический институт) на учителя русского языка и литературы. После окончания института по распределению попал работать в детский дом-интернат №1. И в это время по совету своей мамы взял участок под строительство дома, чтобы привести свою жену туда и свить свое гнездо, но не так — то просто это оказалось выбрать единственную.

И вот они вместе. Переезд в Россию. После рождения третьего ребенка у Светланы появилось желание иметь много детей как в детстве. Только после рождения третьего ребенка понимаешь всю полноту материнства. И в это время судьба сводит их с приемными семьями, детьми – сиротами, проживающими в замещающих семьях. Светлана работала в частной школе и у нее в классе обучались такие дети.

Везде был зеленый свет. За три недели оформили документы и 30 июля первый раз пришли в детский дом. Перед этим решили: «Кого покажут, того и возьмем. Не на рынке. Живые, искалеченные души» Показали им только одного Антона. Как рассказывали другие приёмные родители, что у них был выбор, когда брали детей, а у Светланы и Володи выбора не было. Рассказали в детском доме всю историю его. Сначала испугались, но после того, как перевернули «море» информации и материала поняли, что все дети отсюда с проблемами и надо им помочь выбраться отсюда и зажить полной человеческой жизнью.

И вот мы бежим в детский дом, думали, что как другим дадут выбирать, но нам показали только одного Антона. Рассказали, но не всё, очень хотели в семью его отдать. Дали день на раздумье и мы сразу на другой день дали согласие, т.к. мы молились о тех детях, которые должны быть в нашей семье. Ребенок это не товар, и дети все одинаковые. В доме малютки нам показали 3 детей и из них мы выбрали двоих: Веронику и Арсена.

Веронику мы знали заочно, ее многим показывали, но никто не хотел ее брать, т.к. она переболела сифилисом. И подумали, надо ее взять, раз так все боятся.

Когда оформляли документы на наших детей, нам предложили еще одну девочку, Анжелику. У нее не было документов, но нас это не испугало, раз Бог нам ее дает, значит и на нее даст.

И вот у нас 4 приемных детей, а пошли за двумя. Опекуном стал папа. Год думали, советовались с бабушками и старшей дочкой. Ни от кого не было слова «нет», молились за детей, которые должны быть в нашей семье.
А через полтора года в семье новое прибавление. О чем даже уже и не мечтали. Это появление на свет сына Богомира. Вот так нас Бог благословил.
Вот и не верь в чудеса! Чужих сыновей сделали своими, приняли в свою семью и вот он дар небесный! А спустя три месяца после его рождения Светлана вновь себя ощутила будущей мамой. Родилась дочь — Серафима. Любимица всей семьи.

Дети приняли нас все сразу.
Антон назвал мамой и стал легко общаться. Я его спросила: «Почему ты согласился, чтобы мы стали твоими родителями?» На что он ответил: «Я хочу жить в семье». Его брали уже в семью, но быстро вернули назад, а он понял, что жить в семье намного лучше, чем в детском доме.

Анжелика сразу запрыгнула папе на руки и назвала его папой. Все кто стоял в методическом кабинете, были шокированы. Так быстро и сразу.

Вероника, когда ей сказали: «К тебе пришли» бегом побежала со словами: «Мама!» И каждый раз ждала нас с нетерпением, ей просто нравилось, чтобы мы сидели на лавочке, а она играла на площадке. Её удовлетворяло наше присутствие,и что у других рядом нет мамы, и она не похожа на других.

Арсен сразу нас принял. В первую встречу нас предупредили, «Смотрите, он может упасть на пол в обморок, судороги. Он боится чужих людей. Но этого не было ни разу. А ему было 1г. 8 мес.

Чтобы привести детей в семью, мы сделали ремонт, подготовили кровати, каждому его личное место, где бы он мог играть, рисовать, уединиться с сестренками и пошушукаться. Закупили продукты. Бабушки продумывали меню. Антона и Анжелу мы собирали в 1й класс: учебники, канцелярские товары, одежда и многое еще чего. Я читала много литературы, но 8 лет назад ее было очень мало, разговаривала с другими принимающими семьями, но тогда люди были «закрытыми» и сильно не делились с нами. Какой-то был страх. Я сейчас понимаю, что это за страх был у них.

Нас всё время спрашивают: «Свои или приёмные?» Мы с мужем переживаем за каждого. Они все наши.
Когда мне говорят: «9 детей, это много, сложно». Нет, сложности я не испытываю, просто трудность в том что 9 раз идешь в 1й класс, с каждым сдаешь экзамен, переживаешь за каждую двойку, посещаешь 9 собраний и все по 9 раз, горести и радости, трудности и победы.

Дневник матери – итог моего личного воспитания детей в семье. Все, что меня волнует, радует, нашло отражение в нем. Многое в дневнике может показаться не правильным. И не удивительно, ведь мы каждый день учимся.

«Прошло 5 лет»


Прошло 5 лет. У меня много новостей, изменений. Я тебе сейчас о них поведаю!
Из соседней комнаты раздаётся такой шум и гам. Что сразу определить, сколько там человек, не получается. Двое? Трое? Открываю дверь, а это старшая дочка Анжела и младшая дочка Серафима играют в «догоняшки». Всё разбросано по полу. Зато всем ужасно весело и все хохочут до слёз. Раздеваюсь, убираю серьёзное выражение с лица и начинаю догонять обеих.
Двадцать лет назад мне некогда и даже страшно было подумать, сколько у нас будет детей. Один, два. Ведь когда детей ещё нет, даже один человек кажется такой большой ответственностью, что куда уж больше. Родная сестра у меня одна, да и то большая разница – 13 лет, поэтому детство прошло очень в плане компании. Ловить было некого, поэтому приходилось больше читать. Мне всегда было интересно: как это – когда у тебя брат или сестра. Частичка, половинка тебя, которая рядом, с которой можно поделиться, пообщаться. Это очень сильное ощущение, когда рядом с тобой всегда близкое и родное плечо. Одна прелесть есть, никто не надевает твои кроссовки вместо своих кроссовок, не трогает твои вещи и не мешает заниматься.

Теперь у нас много детей. В нашем доме всегда шумно, весело. Наши дети, два племянника Илья и Павлуша, племянница Софья, племянница Виолетта, внучек Серафим и ещё другие родственники и дети кумовьёв. Они часто приезжают к нам, ночуют. Я часто сбиваюсь со счёту, сколько нас и всё покупаю с запасом, а вдруг приедут.

Мы покрестили наших детей 3 года назад 11 сентября. Устроили большой праздник.
Моя мечта сбылась. Мы ездим в церковь всей семьёй, полная машина детей. Дружно причащаемся, готовимся к исповеди. Старшие девочки ведут младших на благословление. Я читаю много духовной литературы и делюсь с ребятами прочитанным материалом. С Миленой и Анжелой любим в субботу ходить на вечернюю службу. Мои девочки сделали переосмысление в жизни. Любим втроём ходить в магазин, кафе. Секретничать. Я забываю про свой возраст и «впадаю в детство», ощущаю себя подростком, снимаю с себя взрослость и отдыхаю морально

Старшая дочь Яночка, папа называет её Донячка, поступила в колледж искусств. Она выбрала хоровое дирижёрское отделение. Сделала свой выбор профессии. Объяснила тем, что без музыки не может. Закончила 3 курс. Год уже замужем. Вышла замуж и стала матушкой Иоанной. Поёт в церкви в церковном хоре. Подарила нам внука Серафима. У нас тёплые добрые отношения с дочерью и зятем

Анжелика, папа называет её Анжолика, учится на художественном отделении в школе искусств отлично. Неоднократная победительница на многих российских и республиканских конкурсах по живописи. Постоянно участвует в мастер-классах от отделения. Остался последний год. Много было за это время пролито слёз, много было радостей, падений и взлётов, обид и прощений. Сейчас мы с ней близки, открыты. Доверяем друг другу. Про воровство забыли. Есть проблемы в учении, но всё решаемо постепенно. Пришлось менять школу и не одну, идти в защиту, а кто, если не мы?

В этом году 9 класс. Всё лето мы вели разговор, куда дальше? Какой выбрать путь? Вроде определилась. Колледж искусств на художественное отделение, а дальше в московскую духовную семинарию на отделение иконописи.
Не хочет после 9 класса уходить в общежитие, хочет жить с нами. Я конечно рада, значит ей хорошо дома, комфортно с нами, сроднилась. Анжелика очень добрая, оттаяла, любит братьев и сестрёнок, особенно малышей. Верная моя помощница. Быстрая и шустрая. Но так и не научилась содержать полки и комнату в порядке. Зато я теперь знаю её слабые места, а она всегда удивляется: «Мама! Откуда ты знаешь, что у меня делается на полках, если даже не смотрела?» На что я ей отвечаю: «На то я и мама, чтобы мне всё знать!»

За столько лет, если любишь детей, всегда с ними, уже знаешь, как они себя ведут, куда что кладут, их привычки, что любят покушать, их любимые блюда, какую любят одежду и что им идёт.
Наша Вероника, папа называет её Вероника, как не любила чай маленькой, так и сейчас его не пьёт. Как не любила молочную кашу и сейчас ни ест. Как любила нас обхитрить с домашним заданием, так и сейчас делает, но мы уже учёные. Мы за неё сильно переживаем, как у неё дальше сложится? Хотели её жизнь связать со спортом, не получилось, или ленивая или боится. Есть ещё планы на современные танцы.

Антон, мы называем его Антошка, учится в 9 классе. Немного успокоился. Всё лето работал, то в трудовой бригаде, то помогал на рынке. Складывал деньги и тратил на свои увлечения – это рыбалка, компьютер, телефон. Всегда что- то приносит домой, и это радует. Добытчик. Доверяем, верим, уважаем как личность, относимся как вполне взрослому человеку, даём свободу выбора, но и держим под контролем.

Всегда поздравляет меня с праздниками. Подарок может быть маленьким, но очень полезным и нужным.
Мечтал быть певцом или пойти учиться на театральное отделение в колледж искусств, но недавно передумал и решил на повара. Мы его выбор одобрили. Поменяли то же не одну школу. В последней школе его уважают, общаются как с взрослым. Очень мы были удивлены, что нам его хвалили, так как привыкли, что всё время ругают, ругают, плохие оценки, не аттестации, а здесь 5 и 4, нет задолженностей, хвалят за красивое пение и отзывы учителей только положительные. Вот что значит, когда умные, грамотные учителя, не только по предмету, но и в общении.

Победитель в конкурсах по пению, имеет Гран-при в конкурсе «Музыкальная капель». Можно его победы перечислять и перечислять без остановки.

Все остальные дети то же делают успехи.
Арсен, папа называет его Арсёника, а бабушки называют его Арсюша, Много переживаний доставляет нам. Мы его характер терпим, относимся спокойно, а общество не примет его таким. Со всех лагерей нам его возвращают, говорят, что из него не получится человека. А мы верим, что изменится. Это же нам говорили про Антона, что надо его сдать обратно, а сейчас говорят обратное. Какой хороший, внимательный, воспитанный! Потому что мы верили, надеялись и не опускали руки, а они опускались, и думали мы, что ничего не получится. Но у нас получилось!!!!!!!!!!!!!!!! Верим, что и Арсен исправится. Меньше стало агрессии, психозов, но также берёт чужое, ломает и врёт. Но мы знаем, когда у него наступают такие моменты, это смена времён года – осень и весна, и мы готовы уже к этим перепадам в настроении и поведении.

Богомир, я его называю Мирка, а папа сынок, пошёл в 1 класс. Любит рисовать. Поступил на хореографическое отделение в школу искусств. Хочет изучать английский язык, а прошлый год посещал эстрадно-вокальную студию «Радуга».
Серафима, мы называем её ласково Мося, она любимица всей семьи, ей дети прощают всё, уступают во всём, потому что она своей непосредственностью подкупает всех, то же пела, но это не её вид деятельности. Попробовали на батуты походить. Хвалят, но она мечтает, чтобы записали её в спортивную секцию «Ушу». Мы пообещали ей исполнить её мечту. А также мечтает стать военной, всё время играет дома с Арсеном в разведчиков, полицейских.

Злата, ласково называем её Златуся, Златушка, а папа называет её цаплина Владимировна, танцует, учит английский, третий год ходит в музыкальную школу на отделение народных инструментов – домра. Два первых места на инструментальных конкурсах по домре, два вторых. Победитель конкурса чтецов на городском конкурсе и «Письмо ветерану». Учится отлично. Мечтает заниматься лёгкой атлетикой, но здоровьем очень слабая, поэтому выбираем ей по силам занятия. Сейчас занимается на отделении хореографии.

Милена, папа называет её Гульчатай, по фильму «Белое солнце пустыни», она похожа на неё, занимается профессионально музыкой (домра) уже с 6 лет. 7 первых мест на инструментальных конкурсах домристов. Ждут в колледже искусств на народное отделение. Знают и ждут её в Астраханской консерватории, когда вырастет. Знают и ценят за труд профессора из Гнесинки. Поёт, учит английский. В этом году усиленно занялась учёбой.

В 2014 году в ноябре месяце меня наградили знаком «Материнская слава» от республики Адыгея, перед этим попросили предоставить портфолио семьи. Мы собрали наше портфолио и все в Министерстве и в собесе были шокированы обилием побед как всех детей, лично мои профессиональные победы, также семейные благодарственные письма и грамоты за воспитание детей. Портфолио включало более 200 наград. Также дома у нас есть стена успеха, где висят медали и стоят кубки наших детей. Есть стена взросления. На ней размещаются портреты наших 9 детей и семейные фотографии. Каждый год мы обновляем их по мере взросления. Есть стена, где висят фотографии наших прапрабабушек, дедушек. т.е. все поколения.

В 2012 году в ходе рабочего визита в Адыгею уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов познакомился с нашей семьёй. После встречи было решено включить фотографии нашей семьи, а также информацию об их участии в республиканских и федеральных мероприятиях для замещающих семей в фотоальбом «Россия без сирот».
Фотоальбом «Россия без сирот» — часть проекта федеральной целевой программы. В него вошли рассказы о людях, которые усыновили детей, оставшихся без родительской опеки. Альбом, который вышел тиражом в 1 тысячу экземпляров, в подарок получит каждая из участвовавших семей. Наша семья тоже получила альбом в подарок.

Я могу без остановки рассказывать о нашей семье, отдыхе, буднях, но пора заканчивать.
Что можно сказать в итоге? Какие сделать выводы?

Самое первое ощущение – это счастье от того, что с нашей помощью в мир приходит новый гражданин, который рос как сорняк и некому был не нужен. И какой бы у нас ни был опыт, и какими высокими ни были достижения, мы все становимся равны перед маленьким человечком, который ждёт от нас защиты и тепла. Потом приходит понимание, что, когда детей несколько, самый важный и ценный опыт они получают, общаясь друг с другом. Разделяя общие игрушки и общих родителей, помогая друг другу и отвечая за младших, они точно имеют гораздо меньше шансов стать эгоистами. Затем наступает момент осознания, что весь опыт и представление о том, как устроен мир, есть кому передать. Это просто счастье! Ведь лучше всего понимаешь, что ты умеешь и чего стоишь, когда ты смог научить этому другого.

Дочь вышла замуж, вроде, когда жила дома, не сильно занималась хозяйством, но её слова, очень дорого стоят для меня: «Я хочу так на столике для малыша сделать, как у тебя мама было», «Я хочу, как ты делала!», « Я помню, как ты делала», «А у нас дома было так», «А ты всегда делала так», «А ты …..». Значит, всё видела, всё примечала. Когда я ей рассказывала про тяжёлые времена в нашей семье, то она мне ответила: «А я не помню тяжёлых моментов». Значит, мы родители сделали всё, приложили все усилия, что бы детям было спокойно и уверенно. Дети приезжают из лагерей и хвастаются, что я никогда им не звоню с лагерь и не говорю, что когда вы приедете, то будете убирать дома. Они знают, что когда они уезжают, я всегда делаю дома уборку сама, а они в предвкушении чистоты и уюта возвращаются домой и восхищаются чистотой и как у мамы всё слажено получается и стараются повторить за мной. Очень любят совместные генеральные уборки. Все дружно работаем, всем по силам задания и никто сильно не устаёт.

Наконец, ну кто ещё может так просто и непосредственно сказать тебе всё, что думает, порадовать первым рисунком или просто крепко – крепко обнять, как не твой ребёнок? Какая разница, родила или приняла? Главное, что чьё то сердечко оттаяло и у него, то же есть родные люди и он не одинок в этом мире.

В общем, так круто, когда дома шум и гам!
Ну что ж мой дневник, пока заканчиваю писать, но думаю, что скоро я опять поделюсь с тобой изменениями в нашей семье.
Выпускники 9 класса, экзамены, поступление в колледж, переход в следующие классы, первая любовь…
Что — то нам принесёт новый учебный год!

Оставить комментарий