Конкурс дневников приёмных семей

8 табу для приёмных родителей

Каждый ребенок уникален, и воспитание должно учитывать особенности его личности и характера. Родители могут и должны вводить «нельзя». Но такие же «нельзя» существуют и для них самих. Можно выделить несколько табу — ограничений, которые не стоит нарушать, если вы надеетесь установить дружеские связи с приёмным ребенком и помочь ему адаптироваться в новом мире.

Мы проанализировали рекомендации психологов и педагогов, а также опыт приёмных родителей, принявших участие в конкурсе «Наши истории», и сформулировали 8 вещей, которые приёмным родителям нельзя допускать по отношению к детям.

1. Не стоит брать в семью приёмного ребенка, если цель — получить материальные блага (дотации, материнский капитал), которые государство платит за его воспитание в семье. Наверное, это кажется очевидным, но, тем не менее… Детям нужна, в первую очередь, любовь, они будут остро чувствовать её нехватку и отвечать родителям тем же.

Ребенок должен быть уверен, что вы помогаете ему не ради чего-то, а ради него самого. Только тогда между вами возникнет доверие и сильная привязанность друг к другу. Как написала в дневнике приёмная мама Ольга, «Когда Вас объявляют папой и мамой, у Вас нет пути назад. Когда Вы видите детей, у Вас нет выбора. Когда Вы соглашаетесь посмотреть детей, у Вас уже нет выбора. Потому что это — не магазин, а дети — не живой товар».

2. Не рассчитывайте, что таланты вашего приёмного ребёнка раскроются сразу, как только он начнёт жить в нормальной семейной атмосфере. Часто условия в детских домах не позволяют уделять развитию способностей каждого ребёнка достаточно внимания. Просто воспринимайте его таким, какой он есть, и наблюдайте за ним. Со временем вы поймете, какой потенциал заложен в вашем приёмном ребёнке, и сможете помочь ему развить способности.

До того, как я попал в семью, я жил в другом городе, в детском доме. Когда я встретил своих родителей, я сразу понял, что это мои родители. Я начал ходить в новую школу, где мне очень нравится… Если у меня не получается, я начинаю отчаиваться и говорить, что не смогу, а родители, наоборот, меня подбадривают, и тогда я чувствую себя намного уверенней…. Также родители развивают мои таланты. Год назад я начал ходить в театральную студию, где мне очень нравится. Мы ставим спектакли для жителей города, где, конечно же, присутствуют и мои родители, ведь им тоже интересно, чему я научился в театральной студии. Папа иногда мне говорит, если я не поступлю на врача, то пойду в театральный поступать, ведь не зря же они развивают во мне талант…

Из дневника участника конкурса 2016 года Чиркова Игоря

Моему Андрею повезло, что он ни одного дня не был в Доме ребёнка, и с самого рождения в него закладывалось семейное воспитание. А вот Аннушке пришлось пройти первые несколько месяцев через детскую больницу, а затем Дом ребёнка. И это сказалось на её развитии и поведении. Я не хочу ничего плохого сказать про Дом ребёнка, в котором находилась Аня. Внешние условия замечательные, везде идеальная чистота и порядок, множество игрушек стоят аккуратно на полочках. Глядя на это, я засомневалась, играют ли дети ими?

Из дневника участницы конкурса 2015 года Ивановой Елены Александровны

3. Не ждите от ребёнка благодарности и особенного отношения к вам за то, что вы его приняли в свою семью: это было ваше решение, а не его.

Уход он получал и в детском доме. Его там кормили, поили и стирали ему одежду, постель и купали. Вот и думайте, стоит ли обижаться или жаловаться на неблагодарность и плохое поведение и обиды от таких детей. Вам кажется, что вы хорошие родители, а ему, возможно, это не кажется. И вот уже разногласие, недопонимание. Вот на чём мы и сошлись. Мы думали, что будем хорошими родителями, но с каждым днём всё больше понимали, не получается. Ещё стоит добавить, то, что семья для него в том состоянии понимания это лишь пустой звук и слово мама не несёт того смысла, который обычно подразумевается. Тот, кто решает связать свою жизнь с таким ребёнком, должен понимать это, настроить себя на то, что путь не будет усыпан только розами…

Из дневника участницы конкурса 2015 года Жуковой Ольги Валентиновны

4. Не думайте, что ребёнок должен иметь такие же взгляды на жизнь и мечты, как и вы, или подстраиваться под ваши желания. Не позволяйте себе «лепить» из ребёнка понравившийся вам образ или давить на него. Не «переделывайте» его. Ваша задача — помогать ребенку в оценке той или иной ситуации.

Самое первое ощущение – это счастье от того, что с нашей помощью в мир приходит новый гражданин, который рос как сорняк и никому был не нужен. И какой бы у нас не был опыт, и какими высокими не были достижения, мы все становимся равны перед маленьким человечком, который ждёт от нас защиты и тепла

Из дневника участницы конкурса 2015 года Грицюк Светланы Николаевны

5. Наказывая, не забывайте объяснять, за что – так, чтобы ребёнок понимал: вы недовольны поведением, но это не значит, что вы его не любите.

Как-то меня отругали за провинность. Я, считая это несправедливым, перестал разговаривать с отцом и матерью, не ездил с ними в гости, старался уйти с семейных мероприятий. Я думал, что меня ругают из-за того, что я не родной сын. Я злился на них, злился на родную мать, что по её вине я живу такой жизнью. Как-то я сказал приёмной матери, что уйду от них. Она сказали – иди. Я был в шоке, думал, она будет отговаривать меня. Я только потом понял, что она давала мне свободу принимать самостоятельные решения. И отвечать за них. Конечно, я никуда не ушёл. Да и родители никуда меня не отпустили бы. Но больше я не угрожал им этим. Ведь если положить руку на сердце, я знаю, что кроме семьи меня никто так больше не любит

Из дневника участника конкурса 2016 года Леднева Сергея

6. Не спешите ругать приёмного ребёнка за аморальный поступок: если он взял чужую вещь, нахамил вам или грубо нарушил правила дома. Он рос в иной среде, в которой, возможно, воровство и грубость были обычным делом. Но это исправимо. Нужно только время. Выясните у ребёнка, что его побудило совершить поступок и спокойно объясните, почему этот поступок плохой.

Со школы меня водили за руку. Старались приучить не драться, не воровать. По дороге рассказывали кучу интересного, и я отвлекалась… За мной не бегали с ремнем, а просто не провоцировали меня на воровство. Убирали всё так, что желание взять чужое постепенно исчезало. Преподавателей в школе мама просила личные вещи убирать подальше. Слава обо мне шла по всему району. Меня считали самым тяжёлым ребенком! При мне мама не показывала, что руки у нее опускаются. Плакала тихо. Её уговаривали отдать меня, но она говорила: «Чем Света хуже! У нее тоже есть право иметь семью, любовь и маму!»

Из дневника участницы конкурса 2016 года Ставской Светланы

7. Не стоит ждать, что приёмный ребёнок будет сразу выполнять всё то, что вы от него требуете, быстро запоминать информацию и обучаться повседневным вещам. Это может происходить по разным причинам — затруднённая адаптация, последствия психологической травмы, упрямство, желание утвердить своё место в новой семье. Чем старше ребёнок, тем устойчивее его привычки, которые уже сформировалась и, скорее всего, отличаются от тех, которые ждёте и хотите вы. Помогайте ребенку, терпеливо и без раздражения.

По факту ситуация выглядела так: вы получаете на длительное время двух постояльцев, которые ведут себя так, как считают привычным и возможным для себя, не соотносясь ни с кем и ни с чем. И не ждите от них никакой благодарности, они же вас не просили привести их к себе в дом. Это было ваше решение! Теперь терпите

Из дневника победительницы конкурса 2017 года Романовой Ольги

8. Не паникуйте, если ваш приёмный ребёнок отстаёт в физическом развитии. Ежедневные прогулки, свежий воздух, сбалансированное питание, лечебная гимнастика приведут физические показатели в норму.

Время было дневное, послеобеденное, в садике их покормили, поэтому мы пошли укладывать их спать. И тут – упс! Роксюня подошла к двухэтажной кровати, положила руки на ступеньки металлической лестницы, и всё. Тут выяснилось, что не только залезть на эту кровать, но и даже просто повиснуть на ступеньке она не может. У нее вообще нет мышц. Такая же картина с Тимой. То есть дети на вид вполне себе здоровые. А вот мышц у них нет. Потому что в садике они только ходили по группе и сидели на стульчиках. Да еще лежали на кроватках

Из дневника участницы конкурса 2015 года Якубенко Ольги Ефимовны

Опыт участников нашего конкурса показывает, что быть образцовым родителем — непросто, но если любить приёмного ребенка, уважать его «я» и стремиться вместе преодолеть возникающие трудности, перечисленные рекомендации будет просто воплотить в жизнь, а в фундаменте вашей семьи появится еще один кирпич.

Началась жизнь в новой семье, и последовали изменения в лучшую сторону. Любовь и забота родителей помогли мне избавиться от пагубных привычек — алкоголя и курения, от плохих черт характера. Я долго привыкала к тому, что в любое время могу почувствовать ту любовь и тепло, которого так не хватало раньше. Можно было долго нежиться в объятиях мамы, и это было как бальзам на душу. Отец в любое время и без лишних слов помогал. Помню тот момент, когда он отвёз меня в техникум, я его поблагодарила, а он ответил: “А для чего же ещё нужен отец?”. Эти слова были сказаны с таким теплом, они так много для меня значили!

Из дневника участницы конкурса 2016 года Черных (Ярченко) Рубины Леонидовны

Оставить комментарий