Конкурс дневников приёмных семей

9. Юлия Метелица: «Чужих детей не бывает», Хабаровский край

 

Апрель, 2003 год, 22:00. Закончилась моя первая смена. Я устроилась работать в детский дом воспитателем на дошкольную группу. Иду домой, путь не близкий, есть о чем подумать, проанализировать свой первый рабочий день. Когда я сегодня зашла в детский дом, малыши с криками «Мама», кинулись ко мне. Слезы полились из глаз. Я человек эмоциональный, впечатлительный и когда видишь этих «кнопок», протягивающих к тебе свои ручонки, и когда у тебя самой маленький сын, сдержать свои эмоции невозможно.

Любила всех, носилась с ними, как наседка с цыплятами, но больше всех запал в душу мальчуган 4-х лет: маленький, худенький с большими карими глазами, который практически не говорил, а лишь издавал какие-то звуки. Толик, так звали мальчика, предпочитал находиться рядом с взрослыми, будет тебя обнимать, целовать, только бы остаться рядом с тобой. Почему? Да потому что дети не принимали в свои игры застенчивого, неразговорчивого мальчика. Все воспитатели индивидуально занимались с Толей, чтобы хоть как то развить его речь. Потом у нас в детском доме появился логопед, и Толик заговорил, хоть и не чисто, но заговорил!!! Ребенок мог общаться с детьми, выражать свои эмоции и мысли. Мы конечно с трудом понимали, что он говорит, но всё-таки понимали!!!

Когда пришло время Толе идти в школу, оказалось, что он сильно отстает от сверстников на интеллектуальном уровне. Ребенок еще год просидел дома. В 8 лет мальчик пошел в коррекционную школу VIII вида. В 10 лет Толе дали инвалидность. Диагноз: умственная отсталость. Работая в детском доме, я заочно училась в институте на отделение  коррекционной педагогики, изучала психологию детей с интеллектуальными нарушениями и мне, как никому другому, стал близок Толик. Свои знания я старалась применить для развития мальчика.

В то время я не знала, что есть такие формы устройства детей в семью, как гостевая, приемная, замещающая семья. Еще не было в нашем районе службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей. С разрешения директора детского дома я брала Толика на выходные домой. Вместе с моим сыном они играли, гуляли, спали на одном диване.

Когда наш детский дом попал под ликвидацию ни у кого из моих друзей, родных, знакомых, сослуживцев, а тем более у меня не возникло сомнения: Толик мой ребенок, и будет жить со мной. В последние дни пребывания в детском доме Толя все время ходил за мной по пятам, и спрашивал: «А вы заберете меня домой?». Что я могла ответить ребенку после 10 лет привязанности друг к другу? Конечно, заберу, это не обсуждается.

В этот период во всех районах края стали открываться службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей. Я прошла подготовку в школе приемных родителей и оформила опеку над Анатолием. Сын одобрил мое решение.

Адаптация у нас проходила тяжеловато: Толя совершенно не адаптирован к самостоятельной жизни. Ведь как дети живут в детском доме? Воспитатели целый день с тобой гуляют, играют, занимаются, отведут в столовую, в баню; прачка белье постирает, погладит; повар еду приготовит; младший воспитатель на стол накроет, накормит, посуду помоет. Да когда еще ребенок с таким диагнозом, не сильно-то и доверяют таким детям что-то делать самостоятельно. А в домашних условиях, когда родители работают, дети большую часть времени находятся дома одни. Начинали все с нуля: учила пользоваться чайником, микроволновкой, краном; как включить, выключить телевизор; открыть, закрыть дверь ключом; насыпать в кружку сахар, положить заварку и много еще разных мелочей, которые домашние дети знают с начальной школы. А Толе уже было 16 лет.

Фото1.JPG

Но что касается сельскохозяйственного труда (у нас свой огород), Толя отличный помощник. Если ему поручить какое-то дело, то он выполнит его добросовестно.

Фото2.JPG

Постепенно Толик научился всему этому. Его можно оставить дома одного. Отправить в магазин за продуктами. Были, конечно, моменты, когда Толя, в силу своих умственных способностей, считая себя взрослым и самостоятельным, ломал бытовую технику, портил вещи, но кто сказал, что будет легко?

В детском доме и дети, и взрослые всегда занимались рукоделием. Я и Толик освоили различные техники рукоделия: плетение бисером, вышивка крестом, техника «Вырезанка», витраж.

Сейчас мы с Толей вместе плетем бисером цветы, он плетет детали, а я уже собираю сами цветы.

Фото3.JPG

К Новому году в технике «Вырезанка» из бумаги мы вырезаем зимние пейзажи, узоры и наклеиваем на окна.

Фото4.JPG

Всем моим близким родственникам (маме, сестрам, племяннице) Толя   вышил картины и подарил.

Фото5.JPG

В свободное время у нас есть чем заняться.

3 года я работаю в службе подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей социальным педагогом. Как замещающая семья мы находимся на сопровождении в данной службе. Активно принимаем участие во всех мероприятиях, которые организует наша служба.

Фото6.JPG

Фото7.JPG

В этом году Анатолию исполнилось 18 лет. Он закончил 9 классов коррекционной школы VIII вида. 1 сентября Толя пойдет в 10 класс в эту же школу.

Фото8.JPG

Хотя опека у меня  над  ним уже закончилась, Толя по-прежнему живет со мной, и уходить не собирается. Он член нашей семьи, мои маленькие племянники любят его и всегда с удовольствием играют с ним, когда приезжают к нам в гости.

Фото9.JPG

До сих пор Толя предпочитает находиться дома, смотрит мультики или занимается рукоделием, редко выходит гулять, так как его сверстники с ним не общаются. К сожалению, наше общество еще не может адекватно воспринимать людей с ОВЗ, будь то взрослый или ребенок. Многие спрашивали меня: «Зачем он тебе нужен? Отдай его в дом инвалидов!» На что я отвечаю, что любой ребенок мечтает жить в семье, ведь чужих детей не бывает!

Фото10.JPG

 

Оставить комментарий