93. Муленкова Наталья Сергеевна: «Мы — одна семья», Мурманская область, Ковдорский район, п. Енский

Очень хочется рассказать  историю своей семьи. Ну, а начну с предыстории семьи. Меня зовут Муленкова Наталья Сергеевна. Я — мама 14 детей. У нас 5 кровных и 9 приемных ребят. Кровные дети все закончили ВУЗы,  у двоих два высших образования и аспирантура. Пятеро  старших детей  имеют уже свои семьи. У меня уже 5 внучат.  Старшая приемная дочь тоже окончила ВУЗ, дипломант международных конкурсов по вокалу. Самому младшему  приемному сынишке 8 лет, и в семье он почти год. Самой старшей приемной дочке 24 года. Стаж приемной семьи-14 лет.

 

 Первые ласточки 2001г!

Доченьки Настенька и Викуля стали первыми ласточками в нашей семье. С их приходом нам открылся совсем другой мир. Мир с новыми впечатлениями, удивлением и  волнениями, тревогой и огромной радостью пусть маленьких, но таких важных побед! Мы с мужем стали приемными родителями. Но все по порядку.

Мысль о создании приемной семьи возникла давно. Еще в 2000 году, когда родные дети стали вылетать из родительского гнезда, мы с мужем подумали: сил еще много, ребят мы любим, а почему бы не создать приемную семью?

Так мы оказались в органах опеки нашего района. Нам сказали, что недавно  в действие вступила программа, поддержанная Норвегией, — приемная семья.

Пройдя все положенные по закону шаги: сбор справок, медкомиссию, ШПР,- мы оказались на пороге детского дома. И вот самый  волнительный момент-знакомство с нашими будущими дочками. Так получилось, что мне очень хотелось девочку.

В детском доме, куда мы обратились, в группе оказалось только две родных сестренки. Одной было 5, другой — 3 годика. Звали их Настя и Вика. Но взять их в семью сразу не получилось, поскольку не были готовы документы. Мать девочек, находилась в розыске. Так мы и ушли не с чем…

Прошел ровно год. Однажды зимним декабрьским вечером, мы возвращались домой с дачи. Разговор снова зашел о девочках. « Ну не получилось, -решили мы, — надо жить дальше. Жалко, конечно, но ничего не поделаешь. Наверное, про нас забыли». Не успели мы раздеться, как раздался звонок телефона. Звонили из отдела опеки:  «Вы не раздумали брать девочек? Тогда приезжайте, документы готовы».

То, что мы увидели спустя год, поразило нас. Младшая, Викулька с криками «мама пришла»   бросилась нам навстречу, запуталась в полах шубки, упала, и снова поднялась и побежала  к нам.

А вот старшая… Я не узнала Настю. Год в детском доме так отбросил ее назад. Хитрые узкие глазки, как у лисенка, смотрели на нас с насторожено, с опаской. Она не пошла нам  навстречу, а спряталась за воспитателя и смотрела,  будто оценивая нас. Перемены, которые произошли с тем ребенком, которого мы видели год назад, был настолько разительны, что я даже опешила. До нашей первой встречи девочки всего 3 месяца  жили в доме, а тут прошел целый год.

Я обратилась к директору детского дома:

-Мне кажется, или с ребенком произошли такие изменения?- спросила я

-Нет,- вздохнув, сказала директор,- так и есть.- Девочка на глазах меняется и не в лучшую сторону.  Подумайте!- Она еще покажет себя в переходном возрасте.

-А как же Викулька? Ведь сестер нельзя разлучать.

-Берем!- решили мы.

Домой ехали в автобусе около часа. Настя села отдельно и изредка поглядывала на нас. Викуля все время  обо всем спрашивала. Она была похожа на маленького почемучку. Вдруг она замолчала. Посмотрела на меня и тихо произнесла.

— А вы нас взяли навсегда-навсегда?

-Да,- сказала я и обняла дочку.

Навсегда-навсегда эти девочки стали нам родными.

Вот мы и дома. Не знаю, кто больше удивлялся: девочки, для которых все было вновь, или я, мама, которая считала, что я- то разбираюсь  в воспитании, раз вырастила 5 родных детей!

Тут все начиналось с нуля. Я смотрела на этих девочек и не могла понять: как можно не знать таких простых, на мой взгляд, вещей. То, что должен был делать ребенок в их возрасте, казался вершиной высокой горы, а мы находились у её подножья…

К тому же у Насти обнаружилось ЗПР, энурез. Девочки же были гиперактивными, спали по 2 часа за ночь. Незнание даже самых простых вещей всех подвергало в шок.

— Что за ящик стоит в углу?- спрашивала Вика, показывая на холодильник.

— Положи мне муку, которою ты в суп клала,- вторила ей Настя (это была сметана).Винегреты, хлеб, котлеты они прятали под подушки. Не ели, а глотали всю пищу.

Самой вкусной была сухая вермишель и крупы. Привычки детства долго давали о себе знать.

Они бегали по квартире, громя все на своем пути. Все это шло из их прошлой, еще не забытой жизни, когда они, голодая, ходили по городу в поисках еды.

Настя боялась спать без света, боялась «бабаек» за окном. До этого девочки часто недоедали, и, спасаясь от пьяной бабушки, ночевали  в игрушечной собачьей будке на территории садика. Это была их старая, прежняя так знакомая с детства жизнь.

Прошли годы. Настя и Вика выросли. Настенька окончила 9 классов. Сейчас ей 20, а Вике 18 лет. Настя уехала к своей родной маме в г. Ярославль строить там новую жизнь, Викулька, после достижения 18 лет, получила свою квартиру. Стала жить самостоятельно.  А я так и остаюсь мамой для девочек.

То, что дала  наша семья этим ребятам, не передать словами:  она вернула детям детство. Настенька окончила музыкальную школу, имеет разряд по баскетболу, Викуля много читает.  Имеет разряд по лыжам. Мы с ребятами отдыхали на Черном и Азовском морях, путешествовали по Европе. Мы посетили Францию, Бельгию, Голландию, Швецию, Финляндию, Германию. Особые впечатления произвел Французский Диснейленд.

Детей  с детства приучали к труду.  Трудились все вместе с мамой и папой, с братьями и сестрами. Мы учили детей всему, хорошему, чему учит семья: любви, уважению, верности, взаимопомощи и поддержке.  У нас семье всем ребятам нашлось место-все они желанные дети.

 

Счастливый и беспокойный 2005 год.

В этот год наша семья пополнилась сразу на 2 человека. В нашу семью вошли 14 летняя девочкам Александра и восьмимесячный малыш Витя.

Сашенька прожила у нас 3 года. Окончила музыкальную школу с отличием Дипломат  международных конкурсов по вокалу. Окончила Мурманский Государственный педагогический университет, факультет «Социально культурная деятельность». Сейчас она вышла замуж.  Витюше сейчас 11 лет и учится он в 5 классе , 2 год занимается музыкой.

 

Я тоже хочу жить в семье.

Это рассказ уже о Славике, с пеленок и до 7 лет прожившему в стенах дома малютки, а затем и детского дома.

Появился он у нас в 2008 году. Этот год выдался очень трудным для семьи скоропостижно ушел из жизни глава семьи. Я осталась с 6 несовершеннолетними детьми на руках  Славика мы взяли 1 апреля, а беда настигла нас в июле.

Славик с рождения находился в доме. «Пьяное зачатье», как сказали врачи. Энурез, одна почка и порез лицевого нерва — всем этим наградила ребенка мама, ведя беспорядочный образ жизни, к тому же она 7 лет провела в тюрьме за убийство отца Славика. Выйдя из тюрьмы, она в очередной раз предала сына, отказавшись от него. Были подготовлены документы в интернат.

Это был необычный ребенок. Славик раздевался и лежал под партой в конце 1 класса, к тому же он в ответ на ругань учителя, улыбался в ответ-это реакция на стресс, что очень сильно выводила из себя окружающих, принимавших эту особенность мальчика за насмешку над ними. В то же время, он мог правильно ответить  на вопрос.  Кто написал сказку о золотой рыбке? Из-под парты произносил А. С.Пушкин. И  цитировал целые страницы текста.

Он спорил, с нами, что такое хлеб. По меркам детского дома это был кусочек, положенный около тарелки! Буханка хлеба в понятие хлеба не входила. Он плакал, когда возникал «непреодолимый» вопрос, что наливать сначала кипяток или заварку в чай.

Впервые, Славик поехал с нами в отпуск,

Спустившись в метро, он очень испугался. Я прижимала его к себе, гладила по головке, рассказывая, что такое метро, что не надо его бояться, он держался за пупок, и слезы градом катились из его глаз.

Эти дети достигают огромных высот именно в своем развитии, но если их сравнивать с ними же самими. Если же они находятся в коллективе обычных ребят, то они заурядные троечники.

Помню, как в  ШПР нам рассказывали  о колесе жизни ребенка.  Этот психологический тест, позволяющий визуализировать степень успешности человека. Я составила его на всех моих деток и …ужаснулась. Это было не просто колесо, а какая- то каракатица.  Со временем оно приобретало  более правильную форму, но до настоящего колеса, все еще было далеко. Столько у этих ребят в жизни было горя.

-Я тоже хочу жить в семье,- сказал мне однажды Славик.- И чтоб меня любили!

— Почему меня и никто не брал? -задавал не раз он мне вопрос

И сам, довольный отвечал на него.

-Потому что я просто должен был попасть к вам! Мне здесь очень нравится!!

И действительно. Этого мальчика предлагали и другим приемным мамам, но те отказывались. Сейчас Славик учится в 9 классе и в 5 музыкальной школы. Выступает на всех вечерах, хорошо танцует, очень артистичен.

Что делает семья для таких деток. Она учит, лечит, выправляет, сглаживает углы. Но это очень долгий процесс. Каждый ребенок неповторим по своему, и что проходило с одним, никак не подходит для другого. Человечек- это новая открытая книга — читай, думай, находи решение, ищи выход из разных ситуаций! Тут важна дисциплина, последовательность и любовь к приемному ребенку. Только тогда из человечка выйдет человек. Огромную роль в этом  играют  органы опеки и НКО.

 

Органы опеки и НКО в жизни семьи.

Как часто в СМИ и из уст приемных родителей мы слышим негативные отзывы в адрес органов опеки. Конечно, в них работают разные люди. На их долю выпала непростая работа вершить судьбы ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Хочу сказать прямо! НАМ ПОВЕЗЛО! Я просто удивляюсь вниманию, заинтересованности, компетенции, наших органов опеки и попечительства. Это люди, которые всегда помогут, выручат, дадут совет, это честные, грамотные, отзывчивые люди. В нашем районе  на протяжении многих лет  в органах опеки работали удивительные женщины Лебедева Татьяна Владимировна, Сагалиева Лидия Сергеевна, Денисова Елена Викторовна, Постовалова Елена Федоровна, Елкина Ирина Александровна. А Иосифова Ирина Николаевна возглавляет опеку сейчас.

НКО. Главными нашими союзниками и помощниками в деле воспитания ребят является и негосударственная организация Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей (ЦРСФУД), г. Мурманск. Это замечательная команда единомышленников. Нам очень повезло иметь таких друзей. Это специалисты высочайшего класса, очень грамотные профессионалы входят к нам в дом как добрые старые друзья, которых мы ждем всегда с нетерпением. Это Малышева Зиля Жанатовна, Головина Марина Викторовна, Кузьминич Лариса Евгеньевна, Календарева Татьяна Георгиевна, Смирнова Надежда Николаевна. Долгое время с ними работали Буняк Марина Адольфовна, Лаптева Римма Станиславовна, Нестерова Марина Игоревна.  Организованные ими конференции всегда проходят на высочайшем уровне. А семинары-тренинги для детей и взрослых всегда воспринимаются детьми с восторгом, а взрослыми с благодарностью.

 

Ангелина.

Она появилась у нас в  2010 году в возрасте 11 лет. Прежняя приемная мама отказалась от нее.

Это еще один ребенок с традиционным  в нашей семье диагнозом ЗПР. Геля родилась 3 ребенком в семье.

Однажды летом, в возрасте 5 лет, она простудилась и заболела. Родители даже не обратили на это внимания. А болезнь дала о себе знать осложнением. У девочки появилась тугоухость 2 степени. Что это такое?  Это когда ребенок не слышит, что говорят с экрана телевизора.

На это обратили внимание в садике, сказали родителям, но им было не до девочки. Они пили.

Итак, Геля пошла в 1 класс. В конце 1 года обучения ребенка, с согласия мамы отправили в коррекционную школу для умственно отсталых.

После смерти матери девочка оказалась в детском доме, а потом и в приемной семье. Геле тогда было уже 10 лет. Приемная мама даже не обратила внимание на особенности ребенка.

-А мне никто не сказал, — оправдывалась она потом.

Геля росла и превращалась в подростка, справиться с которым приемная мама уже не могла. Она не понимала, почему девочка иной раз не делает то, что она ее просит. Геля просто не слышала ее. Не разобравшись в причинах, мама сердилась на ребенка, отсюда частые конфликты в семье. Это длилось около года. В конечном итоге, она просто отказалась от девочки. Так Геля в возрасте 11 лет попала к нам.

И вот тут на помощь пришли наши психологи из ЦРСФУД. Узнав, что у нас пополнение в семье, они тут же приехали к нам, познакомились, поговорили и протестировали ребенка. Заключение было единогласным. Девочка вполне может обучаться по программе 7 вида в обычной общеобразовательной школе. Но как перевести ее?

 

 Все преодолимо!

Когда я беру ребенка,  всегда возникает 2 вопроса:  Кто виноват? И что делать!

Первый я оставляю без ответа. Меня всегда волнует второй.  Вот когда необходима помощь.

Первым делом нам на помощь пришла наша организация. Центр выкупил и привез ребенку дорогостоящий слуховой аппарат сразу на 2 уха.

В  торой вопрос, который предстояло решить —  как перевести ребенка в обычную школу?

-У вас ничего не получится, — говорили учителя.- Не было в нашей практике такого, чтобы ребенка перевели из коррекционной школы в обычную.

Но что- то мне подсказывало, что мы добьемся своего.

Нас  поджимали сроки. Геля должна была переходить в 6 класс. Дальше возможности не будет! — Думала я

-Наталья Сергеевна! Дерзай, — подбадривали психологи.

Началось долгое хождение по врачам.

Прежде всего, я пошла к независимому психологу.

— Пожалуйста, посмотрите моего ребенка, и вынесите свой вердикт,- попросила я.- Если есть хотя бы 1 шанс из 100, я буду за нее бороться!

Психолог, в моем присутствии поработала с Ангелиной.

— Я тоже считаю, что ребенок может освоить программу 7 вида,- сказала она, осмотрев Гелю.

— Только существует несколько условий:

1. Девочка должна носить слуховые аппараты.

2. Надо заниматься с ней дополнительно и желательно спустить ее на класс ниже. Вы же сами понимаете, что программы обычной школы и коррекционной очень отличаются.

3. Лучше нанять репетитора. Одной ей не справиться!

-Конечно! Мы так и сделаем,- воскликнула я

Ура!  Это была первая победа. Пусть небольшая. Но мы на правильном пути!

Третьей задачей было лечь в психиатрическую клинику на обследование.

Обследование более углубленно покажет  умственные способности ребенка. В психиатрической клинике нас встретили очень приветливо. Врач улыбнулась.

-Какие у вас проблемы? — спросила она

-Никаких,- ответила я,-  только переходный возраст! — И объяснила цель приезда.

— Не волнуйтесь,- сказали нам. Хуже мы не сделаем. Либо девочка действительно перейдет в обычную школу, либо останется в коррекционной  школе в своем классе.

Обследование длилось в 5 часов.

Вердикт был таков — ребенок может посещать обычную общеобразовательную школу по программе 7 вида обучения.

Очень высокими оказались врожденные способности ребенка, а вот приобретенные, оказались слабыми. То есть  коррекционная школа  в силу своей программы не могла дать нормального развития ребенку.

Обладая такими документами, мы прошли еще 9 инстанций. Врачей, психологов, психиатров.11 раз ездили на обследования по всей  области.

И вот, наконец, заключительный этап — ЦПМПК.

Основательно просмотрев все предоставленные документы, комиссия дала добро на  перевод ребенку в общеобразовательную школу 7 вида!

Это была настоящая победа!

Председатель ЦПМПК в конце беседы сказала:

-Это 2 случай за последние 20 лет перевода ребенка. Спасибо вам, что вы так неравнодушно отнеслись к приемной дочке!- И пожала руку.

Пройдя еще одно тестирование в школе, Гелю перевели в 5 класс.

Неоценима помощь ЦРСФУД. Они оплатили репетитора Геле по основным предметам – русскому и математике.

Сейчас Геля занимается в 8 классе общеобразовательной школы. К тому же  учится в 6 классе музыкальной школы, выступая солисткой в хоре. Так же занимается баскетболом. В этом году команда школы заняла 1 место в областных соревнованиях по баскетболу среди школ области, получив кубок и медали.

 

 И снова САШЕНЬКА!!!

Это еще одна не простая судьба приемного сынишки.  Это уже третий Саша в нашей семье!

Всего год он находится у нас. В мае его родителей лишили родительских прав. Ребенок  3 месяца прожил в приюте, там впервые он пошел в садик.

А 1 сентября, в свой день рождения, он должен был пойти в 1 класс.

— Коррекционная школа — однозначно, говорили в приюте

— Да погодите же вы! Дайте ему шанс!- Просила я

— Он будет заниматься с преподавателями. Дома со мной, мы постараемся догнать упущенное.

-Саша! А ты знаешь сказки? — Спросила я его?

-Нет,- замотал он головой.- В сад я не ходил, а дома мне никто не читал.

Мы взяли его весной, а все лето он провел  с нами на даче, знакомясь с окружающим миром.

-Как называется это растение?- Спрашивала я

-Лук,- отвечал Саша.

— Нет, это редиска,- смотри, как она растет! Помнишь, мы сажали семена, вот что из них выросло.

Саша не знал, что такое сливочное масло. Недаром он не справился с тестом, когда надо было исключить лишнее. На картинке  были изображены мясные продукты и пачка сливочного масла. Он никогда не ел масла. Как ребенок мог найти съедобные грибы и отличить от несъедобных, когда он никогда их не видел?

Сейчас он во втором. Красиво пишет, хорошо считает. После уроков с ним занимается замечательная учительница, Клименко Валентина Григорьевна, 55 лет отдавшая родной школе, заслуженный учитель РФ. И Саша радует нас своими успехами. И хотя нам надо еще много осилить, но это уже маленькие шажки к победе.

В заключении хочется отметить следующее. Приемным родителям надо  не бояться трудностей, радоваться успехам своего сына или дочки, не сравнивая их с другими. Идти к цели маленькими шажками, заведя дневник успеха. Что ребенок не умел делать вчера, научится сегодня. Не отчаиваться, любить своих ребят. Работать в команде, и тогда результат не заставит себя ждать.

муленкова фото.jpg

Оставить комментарий