Конкурс дневников приёмных семей

Агрессия у приемных детей: как справиться

Агрессия – это очевидный способ проживания ребёнком чувств и эмоций, защитная реакция на ситуацию, поэтому в том или ином виде она встречается у всех детей. Но, сталкиваясь с агрессией нового члена семьи, приёмные родители порой теряются, чувствуют бессилие и даже – разочарование: им кажется, что ребёнок должен быть счастлив, попав в их семью. Должен ли? Попробуем ответить и на этот вопрос, но для начала, разберёмся с причинами агрессии.

Со слов детей, родители очень часто злоупотребляли алкоголем, дрались и орали друг на друга. Они не сильно беспокоились о детях. Часто ребятишки жили впроголодь. Андрюшечка в течение двух лет по привычке подбирал все крошечки со стола. Юлечке приходилось, как старшей, воровать еду где-нибудь. Егорушка, когда появился у нас в семье, был озлобленным, как волчонок. Праздников у них в семье никогда не было, ни дня рождения, ни нового года. Первое время дети не умели играть игрушками. Постоянно от них исходила агрессия. Наша родная дочь много раз плакала от них. Всему приходилось учить детей: аккуратно кушать, умываться, кормить домашних животных. Теперь, спустя 2,5 года, они совершенно изменились, стали такими детьми, какими и должны быть.
Из дневника участницы конкурса 2015 года Бродниковой Любови Петровны

Они, как всегда, индивидуальны. Ребёнка могли насколько раз возвращать в детский дом — так ему «внушили», что он плохой, и он соответствует. Он никому не доверяет, ждёт предательства, а всю боль проживает через агрессию, провоцируя новые отказы.

Или ребёнок может переживать очередной возрастной кризис. Особенно ярко подобные кризисы проявляются в 3 года, в 7 лет и в подростковом возрасте. Привлекая к себе внимание, он проверяет родителей, «нащупывает» границы дозволенного, пытается осмыслить своё место в мире. Бывает так, что в детском доме ребенок проживает очередной кризис не в полной мере, и, оказавших в домашних условиях, навёрстывает упущенное, возвращается к внутренним проблемам, которые не были прожиты вовремя.

Агрессия может возникнуть и как реакция на раскрытие тайны усыновления, когда ребёнок вдруг узнает, что он приёмный. Его самосознание разрушается в один момент, он понимает, что вся его жизнь была окутана обманом и хочет защититься.

Также одной из причин агрессивного поведения может быть общее нарушение высших психических функций у ребенка. Очень важно вовремя это заметить и отличить эту причину от социально-бытовой или личностной.

Как вести себя приемным родителям в случае агрессивного поведения нового члена семьи?

  1. Давать понять ребёнку, что его любят, что он нужен, и никто не вернёт его обратно в детский дом. Родителям важно быть очень терпеливыми и осознавать, что за один день то, что накапливалось несколько лет, не уйдет. Ребёнок постепенно будет учиться доверять и менее импульсивно проявлять эмоции.
  2. Необходимо больше разговаривать с ребёнком о его чувствах, сомнениях, переживаниях. Будьте готовы честно отвечать на самые сложные вопросы. То, что сказано, уже не так пугает и тревожит, как то, что скрыто. Важно объяснить ему, что агрессия — не лучший способ решения проблемы.

Девочка курила, хамила, ругалась отборным матом. Без телефона не могла побыть и минуты. Доставалось всем. И бегали, ее искали (сбегала в порывах гнева), и возили к психологам, и наказывали ее. Мне казалось, что предел уже наступил. Но потом я поняла, в чем кроется причина такого поведения девочки — ей просто не с кем было поговорить, некому довериться. И я стала с ней разговаривать, обсуждать многие темы. В том числе, я объяснила ей, что я была таким же сорванцом, что мы похожи, и что она может мне довериться. Это и случилось. Оля просто поверила мне и своему приёмному отцу, Виктору. И жить стало легче всем. Она перестала быть агрессивной, скрытной.
Из дневника участницы конкурса 2015 года Гришиной Елены Сергеевны

  1. Найти альтернативный способ проживания эмоций: спортивная секция, творчество, совместные семейные активности. Энергия, направленная в созидательное русло, постепенно трансформируется и приобретает твердый «плюс».
  2. Подавайте личный пример: ребёнок копирует модель поведения родителей, возможно в вашем дома проявление агрессии – не такая уж редкость. Следите за своими словами и действиями — и вы уже сделаете полдела в воспитании ребёнка.

Сейчас с высоты прожитых лет осознаю — с детьми я была рядом постоянно, благо любимая работа — учитель в их же школе, это позволяла. И всегда помнила нашу семейную заповедь — самое действенное и надёжное воспитание — воспитание личным примером. Поэтому и главная традиция нашей семьи — делать всё всегда вместе! Огромное подспорье — наш семейный театр авторских миниатюр «Радость», призванный простыми доступными средствами искусства помогать в воспитании не только моих детей, но и большой ребячьей аудитории. Самое главное, чему мы изо дня в день учимся сами и стараемся научить зрителя — заботиться друг о друге, быть внимательными, делать многие нужные и полезные вещи, дарить любовь, доброту, радость себе и людям.
Из дневника победительницы конкурса 2015 года Иевлевой Татьяны Александровны

  1. Обязательно обращайтесь к профильной литературе, к советам специалистов. Если проблема носит глубинный характер, и это заметно, следует как можно скорее обратиться к психологу, педагогам, чтобы скорректировать поведение ребёнка. У приёмных детей действительно с детства очень большая нагрузка на психоэмоциональную сферу, и не каждый с ней может справиться без помощи специалиста.

Очередной звонок из школы Роберта. Сегодня в отместку учительнице за замечание он изрезал ее куртку. До этого стеклом порезал руку однокласснице, другую девочку тыкал иголками… Поехали на приём к врачу, назначили лечение. Понимаю, что надо сейчас, сразу вскрыть проблемы и помочь малышу, чем довести ситуацию до беды.
Из дневника участницы конкурса 2015 года Роговой Светланы Алексеевны

Давно не писала, некогда. Перечитала кучу литературы по психологии. Детская психология, подростковая психология, конфликтология, агрессия у подростков, психология детей с ОВЗ и т. д. и т. п. Ух, скажу, я вам, сначала не понятно не чего, а потом интересно. Я теперь ходячая энциклопедия по психологии подростков. На все их поступки и проступки смотришь совсем с другой стороны. И действия соответственно совсем другие. Хотя до многого дошла сама, а в книгах подтверждение прочла.
Из дневника победительницы конкурса 2015 года Ивакиной Ирины Васильевны

Оставить комментарий