Иевлева Татьяна, «ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ»

Равный среди равных.

Эпиграф: «А кто-то сказал тихо: «Делаем жизнь мы сами. И здорово, если ты в ней кому-то нужен...» строки из авторской песни Татьяны Иевлевой

Начну с благодарности организаторам конкурса и тем, кому пришла в голову эта добрая идея. Уже давно собираюсь написать что-то вроде небольшой книжки-заметки, которая, возможно, кому-то что-то подскажет, кого-то чем-то заинтересует, а может просто поможет понять, что он не один в своих заботах, волнениях и тревогах, связанных с приёмными детьми.

На данный момент наша семья состоит из десяти человек. Я - мама, Иевлева Татьяна (учитель музыки в школе), и девять детей: старшие - Валентина (32 года, мама двух детей), Ирина (31 год, мама двух детей), Игорь (31 год, папа одного ребёнка), Михаил (папа одного ребёнка) и младшие - Людмила (17 лет), Кристина (15 лет), Николай (10 лет), Артём (8 лет), Алиса (5 лет). Двух старших дочерей я родила сама, остальные ребятишки = приёмные, но в нашей семье это никак не учитывается, любят и почитают тебя не по происхождению, а по поступкам.

Большая семья создавалась постепенно. Первой ласточкой стал Игорь. Я тогда, почти 20 лет назад, только пришла работать учителем музыки в школу, а моим девчонкам Вале и Ире было 12 и 11 лет. Заметила, что на уроке у парнишки-семиклассника не бывает тетради и ручки. Небольшие пометки, что мы делали на уроке, он писал на листочках, которые просил у одноклассников. У меня нет привычки требовать и вычитывать нотации за отсутствие чего-либо, в большей мере стараюсь разобраться в ситуации и как- то сообща её решить. Присмотрелась к ребёнку внимательней - усталые глаза человека, который систематически не высыпается, достаточно потрёпанная, уже явно маленькая, одежда, Поражал всегда «голодный» взгляд - когда кто-то из одноклассников лениво откусывал булочку или жевал бутерброд, исподтишка наблюдавший Игорь, рефлекторно сглатывал слюну. Я не рассказываю душещипательную историю - пытаюсь, как умею, пересказать то, что по прошествии стольких лет, глубоко врезалось в память. Постепенно «разговорила» ребёнка, оберегая его самодостоинство, аккуратно и осторожно стала подкармливать, приобретать необходимые вещи. Как только смогла убедиться, что у Игоря в семье действительно огромные проблемы, (папы нет, а мама уже давно стала заложницей «зелёного змия»), обратилась в органы опеки. Отреагировали быстро и профессионально - прошло совсем немного времени, и мальчик поселился в нашей семье. За то время, что мы прожили вчетвером, работники опеки всё же разыскали в Казахстане родную бабушку Игоря, которую он очень любил. Конечно, расставание было грустным, но оно не омрачило радости встречи с родными. Игорь всегда на связи, его смешные первые и мудрые, «повзрослевшие» письма мы с удовольствием перечитываем всей семьёй. Благодарна Игорю за то, что навсегда осталась солнышком в его памяти (строки одного из писем) и за то, что благодаря ему, получила возможность прожить сердцем простую умную мысль, которая всегда держалась в голове - хочешь почувствовать счастливым себя, помоги обрести счастье кому-то рядом. Тогда же родились строки одного из моих первых стихотворений: «Из чего состоит мир».

А потом появился Мишка. Именно появился, т.к. по долгу службы мне пришлось бывать в детском доме, где я и обратила на него внимание. Парнишка 11-ти лет, замкнутый, очень неуверенный в себе, в разговоры практически не вступал, просто самозабвенно колотил в барабан. Удалось узнать о нём немного: круглый сирота, посещает специальную коррекционную школу из-за достаточно серьёзного диагноза. Не хочет ни с кем разговаривать, потому что считает себя никому не нужным. Я рассказала о нём своим дочерям, и на семейном совете мы решили попробовать с ним подружиться. Спасибо органам опеки - пошли навстречу и после оформления необходимых документов дали

возможность общаться с ребёнком. Пробовала всякие методы и приёмы, но услышать от него первые слова мне удалось несколько недель спустя. Я рассказывала о наших домашних животных (кот и собака), изображала их повадки, насколько это удавалось, постепенно осторожно сокращая расстояние между собой и парнишкой. Наконец приблизилась настолько, что смогла погладить его по голове. Л он спросил, какого роста собака. Маленькая победа. А потом были ещё, и ещё...Через 9 месяцев Миша стал полноправным членом нашей семьи (опека). Чего только не случалось за те 9 лет, через которые в семью пришла Люда. Мишка рвал свои рубашки и брюки, скакал по комнатам, как маленькая обезьянка, украдкой таскал разные вкусности, которые мы пытались растянуть на всю семью на 2-3 недели и украдкой съедал их за раз подчистую. Совсем не хотел учиться, предпочитая долго и упорно отмалчиваться на любой вопрос. Плечом к плечу мы встали с Иринкой и Валюшкой в сложном деле не воспитания, нет! А в науке не закричать, не рассердиться, не наказать за явные, из ряда вон выходящие проступки, а понять, принять, объяснить, научить, достучаться до сознания, пробудить самоконтроль и самосознание. Я очень благодарна моим девчонкам за чуткость и надёжность, за умение сохранять спокойствие, передавая его и мне в те непростые моменты, когда нервы просто не выдерживали. Ещё спасало то самое заветное умение, которому научили меня мои бабушка Ванда и бабця Антонина - находить в человеке хорошее, доброе, что обязательно есть абсолютно в каждом. В Мишке, при всех его выкрутасах, поражали доброта и умение прощать. На том и базировались, шажок за шажком двигаясь к цели. Воспитывая свою троицу, я многому заново училась у них. Прошло 9 лет. Девочки вышли замуж, а Мишка превратился в красивого интеллигентного парня. Закончил курсы в УПК, получил профессию автослесаря и устроился на работу. Около года мы жили вдвоём, девчонки забегали в гости. И снова, совершенно случайно на нашем пути попалась второклассница Люда. Её саму, старших сестру и брата, в прямом смысле слова, выставили из дома отца за бесконечные прогулы школы, воровство и просто массу проблем, которую ни папа, ни бабушка терпеть не собирались. Об этом событии гудела вся школа. Моя сестра (тоже работает в нашей школе), взяла в семью Людиного старшего брата, т.к. он учился в одном классе с её сыном и дружил с ним. Тогда я решилась девочкам предложить идти жить к нам. Снова собрали семейный совет, теперь уже из четырёх человек. Больше всего поразили слова сына. Привожу их дословно: «Мама, не надо этих девочек в детский дом.

У нас в семье лучше. Пусть живут у нас, я тебе помогу всем, чему ты меня научила». Милый, добрый Мишка! Душа пела, и вместе с этой радостной песней, рождались стихи, пусть пока немножко нелепые и наивные, но зато искренние и открытые. Это потом, спустя годы, стихотворное богатство увеличилось до таких размеров, что мои стихотворения стали охотно печатать. Не думаю, что это только моя заслуга. Приходили ребятишки в наш дом - приходили стихи в моё сердце, росли, крепчали в своей силе, разуме, достойности дети мои - стихи «взрослели» и мудрели вместе с ними:

Я никогда не думала о том,
Как важен тёплый, добрый дом.
Но в нашем доме появился ты,
И в нём прибавилось тепла и доброты.
Иду домой - в окошке огонёк,
Я знаю - это ждёт меня сынок.
Светлей и радостней ты сделал жизнь мою,
Сынок мой Мишка, я тебя люблю!

К сожалению, сестра Люды идти к нам в семью отказалась - она свято верила, что их мама одумается, прекратит разгульный образ жизни и заберёт всех домой, как обещала. И снова трудности, затруднения, проблемы. Ребёнок привык к улице, к бесконтрольному и бездумному времяпрепровождению. Ей очень нравилось, гуляя, бродить по магазинам, тихонечко выносить разные понравившиеся вещи и продукты. Девчонка рвалась на улицу, в гости, отказываясь от учёбы и всего, что хоть мало-мальски ограничивало её свободу.

Но всё-таки это был хороший возраст - второй класс, и вполне возможно было заинтересовать, увлечь, договориться. Снова плечом к плечу встала вся семья - старшие дети безоговорочно приходили на помощь в любом моменте. Конечно, пришлось организовать тотальный контроль за всем, особенно за появлением чужих вещей разнообразного характера, начиная от денег, «уведённых» из кошельков учи гелей до цветной бумаги или ластика, унесённых от зазевавшихся одноклассников. И снова оговорюсь - не пытаюсь нарисовать здесь картины фильма ужасов, стараюсь объективно воссоздать те события, что мы проживали всей семьёй, но которые, на удивление, всех нас ещё больше сплачивали, соединяли, делали уверенней и сильнее. Нашли мы добрые черты и у этого человечка - Люда была очень отзывчивой, и при всём своём упрямстве и «хитрющести», способной слушать и услышать. Кроме того, она была жуткой неряшкой (это как раз очень понятно), всего лишь полгода дети жили с отцом, а всю остальную сознательную жизнь с мамой, среди её бесконечных выпивок, мужчин, голодных дней, вечеров и тотальной грязи. И мы придумали ещё один маленький воспитательный приём: удалось найти повод похвалить Люду за аккуратность и с этого момента, я постоянно давала ей разные посильные хозяйственные поручения, хвалила её за их добросовестное выполнение, даже если потом нам украдкой приходилось что-то доделать или переделать. Сработало. Ребёнок начал стараться всё больше и больше. Затем этот приём плавно перекочевал на учёбу (выполнение домашних заданий и классной работы). На сегодня Люде 17 лет, это замечательный, любимый мною и всей семьёй ребёнок, вернее, уже девушка. Незаменимая помощница, надёжная, добросовестная, умеющая правильно распределить время и работу свою и всей семьи. Скажу больше - когда год назад впервые в жизни я заболела, очень серьёзно и полгода не смогла вставать с кровати после серьёзной операции (результат травмы), весь дом, в прямом смысле слова, держался на Люде. Старшие были рядом, но ежечасно, ежесекундно со мной делила все тяготы жизни, где болеющая мать и ещё двое младших детей, моя доченька, моя Милка. Теперь всё отлично, ношусь - не догонишь! Но со мной всегда в памяти те самые лучшие, самые незабываемые моменты становления новой, светлой и созидающей, личности, моего верного друга, моей Люды и стихотворение «Друзьям», я посвящаю ей.

Ей было 12 лет, когда нам пришлось взять Колю. Это был 4-летний малыш, худющий, с признаками дистрофии, с вконец испорченной пищеварительной системой, не умевший разговаривать, настойчиво мычавший, когда что-то хотел получить. Люда была в ужасе, первый раз увидев ребёнка. Подозреваю, немаловажную роль в воспитании девочки сыграл этот, тогда несчастный, ребёнок. Мила просто расплакалась и на семейном совете решительно заявила, что мы не можем сомневаться, справимся или нет. Надо пробовать. И точка. Снова «гостевая» семья, «СВГ» и будни, наполненные непрерывной стиркой грязных Колькиных штанишек, рёвом постоянно болевшего животика, нескончаемыми логопедическими упражнениями. Плечом к плечу встали все дети - большая семья, состоящая из шести человек (Игорь тоже постоянно находился на связи). У Коли оказалась ещё сильно вывернута шея - следствие «бережного» обращения с ним никогда не приходящей в трезвое сознание матери и её компаньонов. Долго и упорно лечили мы Колю, много чего нового довелось мне узнать и в медицине, и в психологии. Большим подспорьем оказалась заочная учёба в Тюменском государственном университете на кафедре психологии и педагогики (с 2005 по 2009 гг.). Кроме диплома с 85% оценок «5», я получила те необходимые, как воздух, знания и навыки, т.к. училась осознанно, с огромным желанием и удовольствием, потому что учеба эта была на данном этапе очень желанной и жизненной. Кроме того, много и с удовольствием работала: здесь мне тоже повезло, ещё 30 лет назад открылось в душе светлое радостное окошко, удалось реализовать свои способности именно там, где больше всего нравится, где интереснее и успешнее получается. Это работа учителя. Не знаю, откуда берётся желание и возможности искать и реализовывать множество методов, приёмов, при помощи которых

ребятам разных возрастов, удаётся с интересом и желанием получать, добывать, усваивать и использовать знания, ощущая себя при этом успешными и умелыми,

Коле одиннадцатый год. Всё меньше и меньше проявляются болезненные черты, типа «творю, что хочу», «после меня хоть потоп», а также агрессивность, желание решать всё с помощью кулаков, если противник слабый и с помощью хитрости и подлости, если соперник силён. Всё больше парень задумывается о последствиях своих поступков, о желаниях и потребностях ближних ему людей, успешно учится заботиться и одаривать радостью и добрым вниманием тех, кто рядом. Осталось в прошлом бесконечная ложь, используемая исключительно ради добывания незаработанных удовольствий. Это для моего Николеньки я написала стихотворение «Доброта», которое он захотел выучить наизусть:

Мы все любим Николая и готовы вновь и вновь приходить ему на помощь в любой ситуации, помогая расти сильным, добрым, внимательным и отзывчивым человеком - созидателем. Совсем недавно, пять лет назад в семью «прибилась» Кристина. Вернее, «пробилась», т.к. она достаточно долго и настойчиво просила нас взять её к себе. Познакомились мы в оздоровительном лагере «Азовское взморье», где в силу обстоятельств, нам с сестрой пришлось взять шефство ещё и над группой ребят нашего детского дома (в качестве сопровождающих привезли на отдых группу опекаемых детей). Вот там-то за лагерную смену Кристя меня и высмотрела. Мы несколько раз с ней серьёзно разговаривали, я осторожно, чтобы не обидеть и не ранить девочку, пыталась отговорить её от этой затеи. Кристя была непоколебима, а я абсолютно точно поняла, что не имею права разрушить её веру в людей и в чудо. В конце лета снова собрался семейный совет, количество членов которого медленно, но верно разрасталось. Удалось найти веские слова и все наши согласились, что воспитывать в себе чувство сострадания, ответственности, долга нужно и важно, но ещё нужнее и важнее подкреплять его соответствующими поступками. У Кристины тоже оказался тяжёлый диагноз, мешающий ей не только учиться, но, в прямом смысле слова, жить. Тяжёлой работы в семье уже никто не боялся и плечом к плечу, плотно сдвинув наши ряды, принявшие в себя новую дочь и сестру, мы начали контрнаступление на болезнь. За пять лет совместных усилий нам удалось поступить в обычную общеобразовательную школу (взамен специальной коррекционной), удержаться в ней и закрепить свои позиции твёрдыми «4». Каждый из нас, включая маленького Колю, занимался с Кристей чем мог и умел: старшие штудировали русский и математику, Люда - английский, параллельно обучая разным необходимым хозяйственным премудростям, Коля помогал систематически заучивать большое количество стихотворений и скороговорок, делился своими логопедическими умениями, усердно лепил, вырезал и играл с девочкой. Я же всегда находилась рядом и была готова в любую секунду прийти им на помощь делом, советом, добрым словом. Сейчас с высоты прожитых лет осознаю - с детьми я была рядом постоянно, благо любимая работа - учитель в их же школе, это позволяла. И всегда помнила нашу семейную заповедь - самое действенное и надёжное воспитание - воспитание личным примером. Поэтому и главная традиция нашей семьи - делать всё всегда вместе! Огромное подспорье - наш семейный театр авторских миниатюр «Радость», призванный простыми доступными средствами искусства помогать в воспитании не только моих детей, но и большой ребячьей аудитории. Самое главное, чему мы изо дня в день учимся сами и стараемся научить зрителя - заботиться друг о друге, быть внимательными, делать многие нужные и полезные вещи, дарить любовь, доброту, радость себе и людям.

Часто приходят и приезжают в гости старшие ребята со своими семьями, в доме становится шумно и смешно! Смешно, потому что ребятишек много и они часто сталкиваются где-нибудь, не рассчитав траекторию полёта, путешествия, догонялок. И громко хохочут. В доме у нас всегда тепло и весело. Я люблю свой дом и радуюсь, что у нас всё вот так! Мы готовы поделиться со всеми рецептом нашего семейного счастья: мы

счастливы, потому что у нас есть всё, что нужно! А если чего-то нет-заработаем. Ведь богат не тот, у кого много, а тот, кому хватает!

На данный момент детей в нашей семье уже 9 - совсем недавно появились Артём и Алиса. За короткий период в четыре года их отдали уже три семьи, которые очень охотно брали ребят из-за милой пятилетней девочки, но поняв, насколько проблемным и тяжёлым является её родной старший брат, не справлялись с воспитанием. Плечом к плечу, мощным семейным коллективом, «вооружённым» добротой, терпением, умением любить, понимать и принимать, семейными традициями и жизнерадостным позитивным отношением к жизни, мы шагаем вперёд ровным решительным строем, в котором нашлось светлое и доброе место для Алиски и Артёмки, И дай Господь нам, и всем, кто способен принимать, понимать, любить и воспитывать детей, создавая всей душой светлое будущее «завтра», сил и терпения на каждодневный маленький, но такой значимый подвиг. От всего сердца дарю вам, добрые отзывчивые люди, свою «Молитву»: Спаси нас, Бог, от горя и обиды.

От грубых слов и тишины зловещей,
Не допусти нам потерять из виду Простые, но святые вещи.
Способность плакать, сопереживая,
И видеть свет, когда темно и больно,
Не возжелать «за так» земного рая,
А принимать, что есть и быть довольным.
Спаси нас, Бог, от подлости и скверны,
И на дела благие дай нам силы!
И вразуми, как оставаться верным Не забывая всё, что с нами было!
Спаси нас, Господи, и сохрани от гнева,
От зависти и ненависти жгучей,
И сбереги осанку королевы,
И веру в то, что завтра будет лучше!
С улыбки чтобы утро начиналось - Ты научи молиться истово, с любовью, Чтоб нашим близким счастье улыбалось - А это силы, радость и здоровье!



Возврат к списку


Поделиться: