Ивакина Ирина Васильевна, «СТАТЬ СЕМЬЕЙ»

Конкурсная работа

Автор: Ивакина Ирина Васильевна

Место проживания: Амурская область, г. Свободный

Номинация: «Стать семьей»

НЕПОНИМАЮ

Не понимаю… НЕ-ПО-НИ-МАЮ…. я тех, (не знаю даже как их назвать? «Мамы», отпадает сразу и бесповоротно, «женщин», да какие они женщины). В общем, не понимаю я тех, кто бросает своих детей на воспитание государства. Как можно спокойно жить? Смеяться, печалиться, думать, спать, зная, что твой ребенок находится в учреждении. Пьянки, гулянки и как следствие деградация, безразличие к собственному дитяти.

А ребенок не виноват в том, что у него такие родители, а ребенок хочет тепла, ласки, любви мамы и папы.

Что то - я отвлеклась. СемьЯ….. Если бы мне года четыре назад сказали, что возьму из интерната ребенка, на воспитание в семью, вот честное слово, покрутила бы пальцем у виска. У родни был опыт и опыт отрицательный. Но, как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает». Расположил! Как же так получилось? Меня постоянно спрашивают: «Зачем? Зачем тебе это надо?». И вы знаете, я заметила поначалу, что начинаю оправдываться, объяснять, как будто в чем – то виновата. Сейчас я отвечаю: «Потому что!» «Потому что – это «мой ребенок», потому что я хочу, чтобы у него все было хорошо, потому что я могу сделать, чтоб у него все было хорошо, по крайней мере, постараться сделать».

****

Я библиотекарь. Работала по специальности, должность сократили, сидела дома. В один прекрасный день услышала, что требуется библиотекарь в школу-интернат для детей сирот без попечения родителей, отстающих в развитии. Пошла устраиваться и моя жизнь круто изменилась. Говорят: «Счастлив тот человек, который и на работу, и домой идет с радостью». Так вот, я – счастливый человек. У меня есть любимая работа и любимая семья. Работа с детками сиротами, живущими в нашей школе - интернате и семья, в которой появился сын, бывший воспитанник этого интерната.

****

Ну, а теперь все по порядку.

Дети живут в Детских домах, ходят учиться в обычные школы, но, есть категория детей, которые не тянут обычную программу в общеобразовательных школах, таких отправляют на медицинскую комиссию, врачи тщательно проверяют деток и ставят диагноз: отстающий в развитии. Таких детей отправляют в коррекционные школы-интернаты. Здесь воспитанники и живут, и учатся.

Их привезли из Детского дома, в начале сентября, в 8 класс. 4 мальчишки, отстающие в развитии, по ходу сами виноваты: отставание произошло не из - за болезни, а поведение было «кошмарным», учиться не хотели, уроки прогуливали, хулиганили, выпивали, «нюхали» и т. д., и т. п. вот и результат: VIII вид обучения, диагноз. Таких деток мы называем «поведенческие». Ох, держись интернат. Очень трудно работать с такими

детьми, сюда еще накладывается переходный возраст, обида на весь мир. Но потихоньку, полегоньку…

****

Заболел трудовик и 8 мальчишек из 8 «б» у меня в библиотеке, 3 урока. «Лафа» - учиться не надо, стоять у станка тоже. Ан нет, «и библиотекарь туда же, читать заставляет, обсуждать что то, нет счастья в личной жизни».

****

Не хочет Лешка учиться, уроки прогуливает, норовит в библиотеке у меня пересидеть: «У нас сейчас все равно физкультура; труды; искусство, я отпросился». «Ага, с какого перепугу учитель взял и отпустил? Как будто я на другой планете, сейчас пойдем и спросим». «Да ладно, ухожу уже».

-«Леш, надо ходить на уроки».

-«Зачем, все равно в этом интернате учат олигофренов, не поступишь ни куда нормально. Взяли и сюда отправили, гады»

-«Леш, а почему, если ты такой «белый и пушистый», вот просто так, вот им захотелось и отправили что ли?»

-«Ну, не просто, ну уроки прогуливал, ну «нюхал».

-«Что нюхал?»

-«Растворитель».

-«Ну, короче, достал всех, по ходу».

-«Ну, наверное, достал».

И так каждый день.

****

У меня в библиотеке всегда много деток. На переменах, в свободное время, берут книги, смотрят журналы, энциклопедии, А то и просто, поговорить, рассказать свою «горькую» историю, пожаловаться, похвалиться, просто посидеть. Но Лешка, как - то так получилось, особый случай, уже и учителя ходят ко мне, а не к воспитателям жаловаться на него.

****

Приходил трудовик, опять, Леша не ходит на занятия, не может найти с ним общий язык, очень упрямый.

Ох уж это упрямство. Я с психологом советовалась, что делать с упрямством. «Переходный возраст, обида на весь свет, наследственная психопатия, 8 лет по детским домам. Что тут сделаешь? Это защитная реакция ребенка на обстоятельства, плюс черта характера».

Опять ловлю его по коридорам…

-Леш иди на урок.

-Не пойду.

-Почему?

-Не хочу.

И все!!! И хоть «кол на голове теши», упертый.

-Ну и ладно, ну и не приходи тогда ко мне в библиотеку. (Я уже не знала что делать, это было последнее средство). Обиделся, психанул, удалил

меня из друзей в «Одноклассниках». Не подходит, не здоровается. А на переменах сидит на лестнице в школу, под библиотекой и смотрит , а глаза…

****

Прошло три дня, приходил трудовик, Лешка пришел на уроки, все делает молча. Вот и хорошо, вот и ладушки. У меня как раз мероприятие в библиотеке, надо аппаратуру, мультимедиа подключить, настроить, проверить. «Я ведь женщина, не разбираюсь в технических средствах». Кто поможет, Лешка, он с аппаратурой на «ты». (Мальчишки до сих пор думают, что я не бельмеса в технике, ну и хорошо, а им за счастье и помочь, и с колонками, усилителем, мультимедиа повозиться).

Пришел, помирились. На уроки ходит. Хороший мальчик. Надолго?

****

С воспитателями конфликт.

-Она ко мне придирается. Она меня не любит…

-Леш, просто так придирается?

-Ну, в группе убирать не хочу.

-Ага. У вас расписание дежурств. Не каждый день убирать приходится. Все это делают, не воспитатель ведь сорит, правда. По идее домашний ребенок каждый день в своей комнате убирает.

-Я не домашний.

Опять двадцать пять, удалил из друзей в «Одноклассниках». Уже входит в привычку, однако.

****

Заканчивается учебный год. Быстро. Скоро в лагерь. У нас свой лагерь, наших деток в общие лагеря не отправляют. Еду воспитателем в Лешкину группу. Самые отпетые мальчишки. 18 мальчиков, от 13 до 15 лет. В основном все «поведенческие». Глаз да глаз нужен. Мне боялись сказать, что поставили на эту группу, когда распределяли, подумали, что у меня с ними контакт. И правильно, я на другую не хотела. Вторым воспитателем в мою смену «батя» (так они называют всех сотрудников – мужчин, а женщин – мама), воспитатель с их группы.

Все, завтра в лагерь. «О господи спаси и сохрани».

****

Ну, вот и опять учебный год. Приличный перерыв в записях, в лагере было не до литературы и стилистики. Работали. Все просто замечательно. Отдыхали (дети), работали, конкурсы, мероприятия, спортивные игры, соревнования, трудовой десант. «Не минуты покоя, не секунды покоя». В общем как «выжатый лимон», но с чувством выполненного долга.

Сколько же вкладывается в этих детей. Сколько делается и притом всеми, начиная от технического персонала и заканчивая руководством. Здесь все, но главное- душа. Наш коллектив-эта слаженная душа. Но все же это

коллектив. А детям нужны мама и папа. Так устроена жизнь. Я опять отвлеклась…

****

Лето вместе с Лешкой и днем, и ночью, разговоры, разговоры, разговоры. Аккуратно, потихоньку, исподволь. С шутками, похвалами. Без нотаций, здесь они не помогут, а только навредят. Все мысли надо облечь в форму беседы, и он сам должен комментировать свои поступки. Надо подвести к этому. Люди не бывают «белыми и пушистыми», накосячил – отвечай, сначала подумай и скажи зачем? Потом подумай и скажи, а стоило ли? Кому от этого, твоего поступка лучше? Ты получил удовольствие? Тебя устраивают последствия?

****

Итак, новый учебный год. Последний год в школе Лешки. Выпускной 9й класс. Наши коррекционные детки заканчивают 9 классов и получают не аттестат, а справку об окончании. Затем их определяют в училища - на поваров-пекарей, штукатуров маляров, швей и обувное дело. Выбор не велик.

****

Мальчишка учится, ходит на уроки, по - ходу выйдет ударником, учителя хвалят. Конечно, не обходится и без конфликтов, психует, «псих малолетний». В группе с воспитателями отношения выправились теперь он помощник. Поругался с девочкой, разбил со психу телефон, кстати уже не первый.

****

Конец первой четверти. Лешка ударник. Линейка по итогам, отличников и ударников награждают. Видели бы как он шел, чтоб получить благодарность и шоколадку. Скукожился, глаза рукой прикрыл, учительница младших классов прокомментировала: «Как гимназистка». Потом спросила я его:

-Лешь, ты чего так шел?

-Я ни когда не был ударником, всегда троишником и поведение было плохое, мне было стыдно.

Обалдеть, стыдно, что за 9 лет учебы в первый раз ударник. Люди что же у ребенка в голове творится то, а?

****

Давно не писала, некогда. Перечитала кучу литературы по психологии. Детская психология, подростковая психология, конфликтология, агрессия у подростков, психология детей с ОВЗ и т. д. и т. п. Ух, скажу, я вам, сначала не понятно не чего, а потом интересно. Я теперь ходячая энциклопедия по психологии подростков. На все их поступки и проступки смотришь совсем с другой стороны. И действия соответственно совсем другие. Хотя до многого дошла сама, а в книгах подтверждение прочла.

****

Подходит к концу 2 четверть, скоро Новый год. Лешка ударник, уроки не прогуливает, учителя и воспитатели хвалят. Конечно, бывают срывы, психи («псих малолетний»), но ребенок совсем другой. Вечером ухожу домой, а душа в интернате, как он там.

****

Осталось совсем чуть чуть и Лешка выпустится, уедет учиться в Благовещенск, у него там бабушка. Полтора года работы с ним насмарку.

Поговорили насчет опеки. Конечно, хочет, но учиться поедет в Благовещенск, «Что делать в этом Свободном, здесь и пойти не куда». Меня такой вариант не устраивает. Что ж, «вода камень точит», будем работать, что я зря столько литературы по психологии прочла.

****

Посоветовалась с дочерью и зятем, согласны. Ходила в опеку, собираю документы, посещаю «Школу замещающего родителя». Пока оформили гостевую. Забираю на выходные. Скоро Новый год и зимние каникулы, заберу домой на все каникулы, посмотрим.

****

2 четверть окончил ударником. Шел получать благодарность и шоколадку нормально. Потом рассказал, что все хорошо, только, когда вернулся к классу, встал в уголок, коленки дрожали. Ну и ладушки, ну и прекрасно. Не зря я вела беседы. Хвалила, ругала, объясняла. Хорошо учиться это не страшно и не ужасно. Это здорово.

Заканчиваю работу в 18. 00. Едем домой на 11 дней. Что- то будет?

****

Как тут и был. «Мой ребенок». Ни какого чувства дискомфорта не у меня, не у дочери и зятя, не у внучки. Надеюсь и у Лешика тоже. Вроде все нормально.

****

В середине января заканчиваю обучение в «Школе замещающего родителя». «Пора определяться: или опека и живешь у меня в Свободном, или после выпуска едешь в Благовещенск, живешь в общаге, в училище». «Опека». Есть. Сколько разговоров, не прошли даром.

****

Обещали, в начале февраля заберу совсем. Уже конец месяца. «А воз и ныне там». Лешик извелся: «Мам, ну когда?» А я что могу сказать. Все подписано, осталась подпись мера города. Он, по всей видимости, очень занят. Я сама извелась. Решение принято, все сделано, пройдено. Ждем…

****

Все. Со 2 марта Лешка у меня на опеке. Забираю домой 3го. Пока приказ по интернату сделают. С 3 марта Лешик исключен из школы- интерната.

Этому предшествовало 1,5 года работы. Все только начинается!

****

К нам домой приехали дочь с зятем и внучкой. Я на работе. Аксинья готовит праздничный ужин. Купила торт. Принимаем Лешку в семью.

Закончила работу, приехали домой, накрыли стол в зале. Лешке плохо. Желудок давит. Тошнит. Сильно плохо. Дочь медик. Пощупала, порасспросила – это у него на нервной почве. Почти 9 лет по детским домам. Вот такая реакция. Дали таблетки. Через полчаса отпустило. С новой жизнью!

****

Прошло полгода. Да, прошло полгода. Все было, много чего и хорошего, и плохого, и ругались, и мирились, и радовал, и огорчал. Как любой другой ребенок в переходном возрасте, да и в любом возрасте, ребенок есть ребенок.

Сейчас у меня идеальный сын. Дай Бог каждой матери такого сына. Учится в училище на пекаря. Ходит на карате. Завел друзей и подруг. Живет жизнью нормального домашнего ребенка. Он сильно изменился. Стал какой-то расслабленный, что ли. Взгляд другой. «Психов» нет. А если и проявляются изредка, то не так явно и быстро проходят. Не удаляет меня из друзей,из «Одноклассников». Прогресс.

И только я знаю, что это стоило. Сколько сил, нервов, слез в первое время положено. Но, не разу, я не подумала: «Зачем мне это надо?» Хотите верьте, хотите нет. И только я знаю, что впереди еще много всего будет. Но я приняла решение. «Это мой ребенок». Я его люблю. Не знаю почему. Просто люблю своего сына, люблю свою внучку, дочку, себя люблю. И это главное.

Главное в жизни –любовь и понимание.

****

СемьЯ….. Если бы мне года четыре назад сказали, что возьму из интерната ребенка, на воспитание в семью, вот честное слово, покрутила бы пальцем у виска. У родни был опыт и опыт отрицательный. Но, как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает». Расположил! Как же так получилось? Меня постоянно спрашивают: «Зачем? Зачем тебе это надо?». И вы знаете, я заметила поначалу, что начинаю оправдываться, объяснять, как, будто в чем – то виновата. Сейчас я отвечаю: «Потому что!» «Потому что – это «мой ребенок», потому что я хочу, чтобы у него все было хорошо, потому что я могу сделать, чтоб у него все было хорошо, по крайней мере, постараться сделать».


Возврат к списку


Поделиться: