Конкурс дневников приёмных семей

Когда сказать ребенку, что он приемный?

Бывает так, что у семьи получается взять приемного ребенка-новорожденного, и родители опасаются, что узнать о том, что он приёмный, станет для него большим стрессом, повлияет на его чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они должны объяснить ребенку, что он приемный, с другой — понимают, что это может его сильно расстроить и сделать ему больно, и не знают, как и когда лучше рассказать об усыновлении или опеке.

Мы попробуем разобраться в этом щепетильном вопросе. Тем более, что одна из участниц нашего Конкурса взяла своего приёмного сына новорожденным и столкнулась с этой проблемой на практике — обратимся к её опыту.

Замечательно, если ребенок любопытный. Любопытство может стать сигналом для родителя, что можно попробовать поговорить. Отвечая на вопрос: «Откуда я?», расскажите о том, откуда берутся дети, как они появляются на свет и что такое усыновление. Если ребенок не задает подобных вопросов, попробуйте поднять эту тему сами. Узнайте, что он об этом думает и, что хочет узнать. Помните, что лучше отвечать на вопросы ребенка, чем просто нагружать его информацией.

Лучшее время для первого разговора уже в детском саду

Малыши – начинающие мыслители, и их мышление пока очень буквально. У них еще нет способности строить логические рассуждения. Эгоцентричные, они действительно верят, что весь мир вращается вокруг них. В этом возрасте пора впервые заговорить об усыновлении. Малыши обычно любят рассказы об их усыновлении, потому что они находятся в центре внимания и им любопытно узнать, как они попали в свою семью. В этом возрасте истинный смысл и значение усыновления им пока не понятно.

Пусть беседа об усыновлении с ребенком в этом возрасте включает следующее:

Малыш родился так же, как и все остальные люди в мире.

Он вырос внутри другой женщины, но эта женщина была не готова или не смогла быть мамой никакого ребенка в то время.

Вы очень хотели стать родителями.

Вы приняли его и теперь он будет вашим навсегда.

Не забудьте сказать ребенку, что момент его рождения, точно так же, как и момент, когда вы взяли его в свою семью, стали очень счастливыми событиями для вас.

Одна из важных задач в жизни приемной семьи – рассказывать и пересказывать историю усыновления. Дети нуждаются в повторении, чтобы осознать и принять новое. Часто родители недооценивают необходимость постоянного диалога на эту тему. Но не ожидайте, что ребенок все поймет после одного или двух разговоров на эту тему. Говорить об усыновлении – это процесс на всю жизнь.

Со школьниками обсуждайте детали и обстоятельства

В возрасте 6 или 7 лет приемный ребенок уже может понимать какие бывают семьи и чем они различаются. Теперь он знает, что большинство детей рождается в семье, а некоторые дети попадают в семьи уже после своего рождения. И этот процесс называется усыновление или опека. Они понимают, что родители могут быть разными, есть те, кто родили и есть те, кто воспитывают.


«Моя старшая сестра старалась настойчиво мне в этом «помочь». Приезжая к нам каждый год в гости, очень настаивала, чтобы я Андрею это непременно рассказала. Но я ждала определенного момента, когда моё сердце подскажет, что Андрею пора всё узнать. А пока он слушал мои лирические сказки (сама сочиняла сюжеты) о зверятах, которых бросила и потеряла их мама, как им помогала дальше жить приёмная мама. Обращала его внимание на сказки и мультфильмы по телевизору с таким же сюжетом, а когда Андрей стал постарше, привлекала его внимание к передачам и фильмам про детские дома. А в семь лет сын мне задал вопрос: «Мама, почему ты мне всегда рассказываешь о детском доме, ты меня оттуда взяла?»  «Нет, Андрей, я даю тебе слово, что в детдоме ты не был ни одного дня». И это была правда. Когда у сына возникал очередной вопрос, затрагивающий его судьбу, и на который я еще не могла ответить конкретно, то я отвечала: «У нас есть семейная тайна. Когда ты подрастёшь и сможешь меня понять, я обязательно тебе её открою!»

Из дневника участницы конкурса 2015 года Ивановой Елены Александровны.


В этом возрасте усыновленным детям очень важно узнать обстоятельства, связанные с их рождением. Они начинают думать об их неслучившихся жизненных сценариях. Их главный вопрос в этом возрасте: «Почему со мной?».

Вот примеры других частых вопросов детей:

«Если у моей мамы не было достаточно денег, почему она просто не устроилась на работу?»

«Если бы мама думала, что ребенок должен быть воспитан в полной семье, почему она не вышла замуж?»

«Если она не знала, как быть мамой, почему она не попросила кого-то научить ее?»

Все это – попытки ребенка понять решение его родной матери. Ребенок школьного возраста может почувствовать грусть и тоску по родителям и семье, которых он никогда не знал. Как родителю, вам нужно помочь ребенку понять, что эта печаль является такой же частью его истории усыновления, как и радость, и это нормально чувствовать и то, и другое.

Дети справляются со своими чувствами в этот период разными способами:

Некоторые из них открыты и говорят о своих эмоциях.

Некоторые из них защищаются и используют отрицание, чтобы справится.

Некоторые не придают усыновлению большого значения.

Важно поддерживать открытый диалог с ребенком, чтобы вы могли понять, как он справляется со своей уникальной ситуацией. Тем самым вам легче будет его поддержать или помочь, если это потребуется.

Подросткам разговоров уже недостаточно

Подростки постепенно утверждают свою независимость и дистанцируются от родителей. Они стремятся сформировать свою собственную личность, независимо от того, были они усыновленными или нет. В этом возрасте им уже не требуются ваши объяснения про то, что такое усыновление и почему так произошло. Часто в этом возрасте они хотят найти свои родные семьи, чтобы лучше узнать самих себя. Родители могут помочь найти информацию или предоставить свободу в ее поиске.


«Андрей, пришло время раскрыть тебе семейную тайну». Андрюшка заинтересовался, но и одновременно немного напрягся.  И вот сквозь слёзы я начала рассказывать. «Мам, не плачь, успокойся, – вытирал мне слёзы своими нежными ручонками сын, обнимая меня. И так, крепко прижавшись ко мне, выслушал мой рассказ о его биологической маме. Про его родственников я ничего плохого не говорила, а наоборот, предложила познакомиться с ними, если, конечно, он захочет. Вытирая мне слёзы, Андрей начал плакать сам. Вскоре он успокоился, но это спокойствие было только внешним. Сын сел в уголок дивана, поджав под себя ноги, и задумался. В этот момент его рядом со мной не было, он был где-то далеко наедине со своими мыслями. Я ненадолго оставила его в покое. Но знала, что сейчас самое главное не дать ему замкнуться в себе. Собралась с мыслями и начала его выводить на откровенный разговор. Выяснилось, что он готов к знакомству с сестрой, папой и дядей. Но встреча до сих пор так и не состоялась. Однажды Андрей сказал, что его настоящая мама — это я, а биологических родственников он не воспринимает как родных».

Из дневника участницы конкурса 2015 года Ивановой Елены Александровны.


Не существует подходящего для всех способа рассказать об усыновлении. Важно услышать, что говорит ребенок, показать ему свои чувства и быть рядом, чтобы поддержать, когда это потребуется.

Оставить комментарий