Падалко Татьяна Васильевна, «СЕМЬЯ С НЕОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»


Конкурсная работа

Автор: Падалко Татьяна Васильевна 

Место проживания: Алтайский край, г.Бийск

Номинация: Семья с неограниченными возможностями
   

Не бросай меня, мама! И никогда никому не отдавай!

Официально (юридически) наша семья состоит из трёх человек: Мама-баба Таня, Падалко Татьяна Васильевна; Вера Падалко, родная дочь; опекаемый в течение пяти с лишним лет Дима - сын-внук, приёмный брат...

Наша история началась более пяти лет назад. Все годы, что с нами живёт Дима, я веду свой дневник, подробно описывая в нём мои и наши общие радости, достижения, победы, огорчения, затруднения, выводы, к которым всё прожитое приводит нас. Весь дневник с записали и фотографиями содержит сегодня около пятисот страниц. Долгое время я публиковала его на педагогическом ресурсе «Всероссийский интернет-педсовет» Ьйр5://рес15ОУе1от/Ыой5/Ыоц/у1елу/1с1/107/ОЫес1 ра»е/2

Передаю на конкурс часть своего дневника...

13.02.2012

Голову разрывает необходимость принять решение относительно маленького существа, по неточным данным четырёх лет отроду, прожившего большую часть своей маленькой жизни в детской больнице.

Его зовут Дима. Он отказник с рождения. Потом были какие-то "усыновители", но через недолгое время их лишили права распоряжаться жизнью и здоровьем ребёнка из-за жестокого обращения с ним: голова ребёнка в незарастающих волосами шрамах, на животе следы операций, которые он перенёс после "семейной" жизни и "родительской" заботы.

Большая голова с огромными чёрными глазами, живо впитывающими всё новое в окружающей обстановке и становящимися мгновенно напряжёнными, как только кто-то из взрослых пытается заговорить с Димой, неуверенно сидит на тоненькой шее, крепящейся, в свою очередь, на тоненьком, маленьком, совсем не соответствующем возрасту тельце.

Взрослые в представлении Димы - единственный источник его страданий.

Это бывшие усыновители, это персонал в больнице (уколы, таблетки, всё невкусное и режимное), это персонал детского дома, откуда его отправляют в больницу при малейших показаниях к тому. Со мной он весело разговаривает по сотовому телефону, отвечая на вопрос, что ему принести (раскраски, печенье, "сотик", пластилин, цветные карандаши и обязательно строгалку и т.п.) Но, как только я появляюсь в отделении, испуганно жмётся к моей пятнадцатилетней дочери, лежащей в этой же детской больнице и "присмотревшей" его как беспризорника среди других детей, о которых заботятся родители, старшие братья-сёстры, бабушки.

Дима абсолютно открыт детям любого возраста (мою дочь он называет иногда "мама") и сразу сворачивается и смотрит исподлобья, как только на контакт с ним пытаются выйти взросл, те.

Он ко многому привык (к несвежей одежде, которую ему не меняют, даже если свежую принесли "посторонние" или даже е^ли она есть в пакете, привезённом с Димой из детского дома, к не очень вкусной столовской пище, к тому, что в больнице его считают "местным жителем"). Он способен и в этой своей жизни найти много позитивного и с удовольствием рисует, лепит из пластилина, позирует перед фотокамерой, танцует всякое свободное от лечебных процедур время.

Самая большая мечта Димы - прокатиться в лифте, который он заприметил на лестничной площадке. Он рисует этот лифт, себя, едущего в нём (не важно - "вверх" или "вниз"). А самая частая просьба Димы к детям постарше: "Нарисуйте мне моих маму и папу!". И ему рисуют их, разных, никогда не существовавших. Но Дима бережно складывает эти листки с "портретами" под подушку. Все остальные игрушки, которые ему подарили за время этого, очередного, пребывания в больнице, он, уходя на ночь в свою палату, прячет под подушкой моей дочери: так сохранней.

Завтра Диму выписывают из больницы, и он возвращается в детский дом. Девочки постарше и взрослые женщины, лежащие в больнице со своими малышами, выстроили "программу", выполнение которой позволило бы Диме "сделать рывок" на соответствие своему возрасту... Осталось договориться, как выполнить эту "программу"...

09.03.2012

Пришли проведать Диму в детский дом. Он, зарёванный, сразу начал показывать огромную, с рассечённой кожей, шишку на лбу. Это Саша - мальчик постарше - открыл неудачно дверь и рассек лоб Диме. Сам Саша, тоже зарёванный, сидит в "кресле наказания" и обещает "хорошо вести себя"...

Выслушиваю Диму, утешаю, как могу, и прошу: "Дима, но ты Сашу-то прости, не обижайся на него. Он ведь не специально ударил тебя. Прости его". Дима не успевает ничего сказать, в разговор вмешивается мальчик постарше и Димы, и Саши - он уже учится в школе. "А здесь ничего не прощают, здесь всё запоминают и потом мстят!" - назидательно произносит он.

Я вспоминаю о форсайтпроекте "Детство 2030", в котором предлагается максимально освободить детей от влияния "плохих взрослых" и дать детям возможность сбиваться в стаи, в которых они будут учить друг друга жизни.

13.03.2012

Все каникулы Дима был у нас, дома, мы знакомимся с ним в «гостевом режиме» и продолжаем "прит(д)ираться" друг к другу... Несколько замечаний и наблюдений

1.Жизненное пространство Димы и его представления об окружающем мире расширяются. Раньше это были больничная палата и "группа" (место в детском доме, где дети проводят бОлыную часть своего досуга). Теперь он знает "магазин", "кафе", "сквер", "дом", "квартира", "наши и наше", "своё", "чужое". Из всех видов транспорта, освоенных им (автомобиль,корзина- коляска с кабинкой для ребёнка в магазине , эскалатор, автобус), он обожает автобус. Не пропустит ни малейших изменений в автобусе за время поездки: вот водитель нажал на тормоз, вот открылась дверь, вот вошли пассажиры, вот сейчас двери закроются (ой, не закрылись, а автобус уже тронулся!), вот мы снова едем - и так до нашей остановки. Дома мы ещё долго разбираемся в премудростях поездки на автобусе, приспосабливая для этого всё: диван, подушки, собственные руки-ноги, всех, желающих быть пассажирами, из домочадцев и гостей.

2.Обожает все виды домашней работы и очень обижается, если не допускаем к ней или допускаем "шутя". Высшая награда:"Ой, какой же хороший помощник появился у нас!"

3. Из виртуальной жизни всех персонажей мультиков (многие мультики стали для меня открытием, так как последние "новинки" в этом жанре смотрела осознанно лет девять назад) делает выводы, относящиеся к вполне реальной жизни и реальным жильцам дома. После того, как увидел спасение Фиксиками собачки, которую нерадивая хозяйка чуть было не постирала в машине-автомате, предупредил Веру, показывая на такую же машину:"Вера, Клёпу в этой машине стирать ни в коем случае нельзя!"

4. Во что бы ни играл Дима и чем бы ни был занят, похоже, он в своей маленькой головёнке производит огромную работу, пытаясь понять, как же решить свои проблемы и никого не обидеть. В детский дом он возвращается со слезами и нехотью, но при этом в нём нет никакой озлобленности на тех, кто там живёт и работает с ним: помнит всех детей по именам, с юмором рассказывает о не совсем простых взаимоотношениях с ними, помнит всех воспитателей, нянь, медработников в ДД, директора по имени- отчеству. Абсолютно точно по содержанию и интонации воспроизводит любимые воспитательные формулы каждой из них: "Когда я ем, я глух и нем" - это "сказава" №\т, "Спи сейчас же, ишь, какой разговорчивый!" - так говорит ММ, "А кому тут язычок надо подрезать?" - КТМ и т.д., и т.п.... К счастью, он перестал играть в больницу и врачей, как это было в первые дни нашего знакомства, перестал при малейшем недомогании собираться по-стариковски деловито в больницу же.

По вечерам, перед сном мы долго стоим с ним у окна, наблюдаем, как в соседнем доме гаснут постепенно огни, и я рассказываю ему, что это семья (мама, папа и детки) сделали все свои дела и ложатся спать. Он долго спрашивает, в какой это группе дела закончены и все легли спать, потом понимает, что это не группы, а "свой дом, своя квартира, своя семья"... Перед самым сном со вздохом выдаёт свою догадку:" А мой папа тоже теперь лёг спать..." Уже спросив:" Ты по нему очень скучаешь?" - поняла, какую глупость совершила.

Возвращаясь с прогулки, заинтересовался группой детей, вышедших на прогулку же детском саду:" А это кто? А почему они все здесь? А что такое детский сад?" После моих объяснений выдыхает: " Я тоже хочу вечером приходить домой, к маме и папе, а утром идти в детский сад". Я обещаю ему, что когда он будет жить с нами, всё так и будет, он внимательно слушает, согласно кивает головой, потом, после недолгого молчания, сообщает:" А мой папа сильно-сильно пвакав (плакал)..." Я молчу, не зная, что сказать, потому что видела в детском доме, как на самом деле рыдал его бывший папа- усыновитель, приезжавший на свидание... У меня давно, из собственного детства, в котором вся детвора видела рыдающих мужчин -односельчан, переживавших общую беду, есть вывод: дети никогда не должны видеть слабости взрослых, особенно мужчин, иначе они или на себя будут взваливать непосильный груз, или пытаться найти других, кто возьмётся тянуть его.

5. Уходя из группы со мной на каникулы, он, одетый, повернулся на пороге и гордо сообщил: "Я поехал учить уроки!" Это он компенсировал свою "ущербность", возникшую из-за того, что у него и ещё двух деток в группе-семье нет пока портфеля, учебных принадлежностей и права сидеть в учебной комнате и учить уроки. Дома мы нашли ему старый Верин школьный рюкзачок, положили учебники, книжки, тетради, карандаши, ручки, краски, и он периодически усаживается за стол "учить уроки". А одной из любимых сказок перед сном стала сказка "О том, как Дима стал большим и пошёл в школу ...

6.Для хорошего настроения и весёлого смеха Диме надо совсем немного: чтобы ничего не болело, чтобы был кто-то, кто способен разговаривать с ним лично, отвечая на его вопросы или разделяя его выдумку в ролевых играх... Периодически мы с ним после такого общения учим "главный урок": в понедельник мы поедем в группу и без слёз... расскажем всем, как мы соскучились по ним, сообщим, что хотим с ними пожить недельку, а на выходные - снова в гости. Пока.

Я смотрю на Диму в разных его проявлениях, вспоминаю фильм "Итальянец", понимаю, какие реалии положены в его основу, и не решаюсь найти его пересмотреть: некогда, да и незачем. Всё правда, "как в жизни".

09.04.2012

Никогда не пойму, почему четырёхлетнего ребёнка, старательно выкарабкивающегося из болезненного состояния, надо всё время вгонять в это состояние. Почему, передавая его нам на выходные, надо обязательно сообщить при нём и других детях о том, сколько раз он справил свои туалетные нужды, не дойдя до туалета?...

Дети обзывают Диму после всех этих сообщений (а я представляю, ЧТО слышит ребёнок в свой адрес в момент совершения "преступления") "засранцем"... Он переживает это очень болезненно, съёживается, сжулькивается весь и долго не может избавиться от недоверия к собственным возможностям.

За два дня выходных мы отучаем его думать только "об этом", изучаем мир вокруг: трамвай, его отличия от автобуса, кафе, его отличия от домашней кухни, которые потом учитываем в ролевой игре, содержимое рюкзачка со школьными принадлежностями, компьтер и скайп, Клёпины повадки, механические игрушки, которых в Детском Доме больше, чем у нас, и т.д., и т.п...

Ещё вчера вечером Дима уверенно произносил обещание, что в группу он вернётся "без сьёз", но утром расплакался, начал ссылаться на головную боль и собираться в больницу. В "группе" он сквозь слёзы отрапортовал, что "вёл себя хаясё", что означало: "ничего плохого во время туалета с ним не случалось".

10.05.2012

Ура! Мы сегодня расстались без слёз. После одиннадцати совместно прожитых дней. Правда, утром, проснувшись со словами "А я видел сают!", Дима захотел снова "спать", как только увидел горку одежды, приготовленной для "парада в гуппе. Немного поплакал. Но как только мы начали планировать наш рассказ "всем-всем" о том, что же видел и где был Дима за эти дни, настроение улучшилось и стало не до "сьёз".

Дима был на даче, видел живую лошадку, хозяин которой разрешил погладить ("пожаеть") её по боку. Диме лошадка понравилась тем, что она "пушистая и шерстяная", как Клёпа.

Ещё там же, на даче, Дима сам "рУлил" - сидел в машине и держал руль. И даже когда поехали, он по посёлку ехал "при руле" и учился смотреть на дорогу и не болтать без умолку, а сосредоточиваться.

Но самое главное событие случилось вчера. Дима видел салют. Прямо на площади, где разноцветные снопы взмывали в небеса. Для этого мы пришли на площадь (она рядом с нашим домом) очень поздно, дети в группе уже спали. Но на площади было много детей, кроме Димы. Все они с воздушными шарами и светящимися игрушками ждали салюта, выражая нетерпение.

Эмоции Димы описать трудно. Он лёг спать и проснулся утром со словами "А я видел салют!" Это же он сообщал всем работникам ДД, которые встретились нам утром. А уж когда он появился в группе, да на него с объятьями пошли дети, которые салюта не видели и которые соскучились по Диме, - здесь было вовсе не до "сьёз"...

"Пока, мама-баба Таня! До встречи!" - благодушно произнёс Дима, помахав мне ручкой.

07.06.2012

У нас в гостях была специалист из опеки, поскольку мы от гостевого режима плавно и планомерно переходим к полноценной опеке. По дороге к нам домой Дима усадил "Тётю Женю" рядом с собой и по-хозяйски готовил гостью к тому, что она может встретить у нас дома:

" Ты (он обращается ко всем на "ты", даже если при этом начинает обращение с имени- отчества) не бойся, Вера и тебя юбит... И Клёпа тоже юбит тебя... А я тебя чаем накоймлю..."

Поднимаясь по лестнице на четвёртый этаж, он держал Е.А. за руку и предупреждал на каждом этаже:"Это не наш дом. И это ещё не наш дом... Вот он - наш!!!"

Вообще подъём по лестнице до четвёртого этажа, без чьей-либо помощи - это одно из наиболее важных наших достижений в физическом развитии. В первые свои гостевые приходы Дима с трудом, обязательно держась за руку кого-то из нас, преодолевал лестницу с первого на второй этаж, останавливался и дальше не мог идти: лицо синело, ножки подкашивались, дыхание затруднялось. Спускался, выходя на улицу, так же... Теперь он уверенно поднимается сам, нс принимает помощи и страховки, разрешает идти рядом или на две ступеньки раньше него.

Его перестал занимать домофон - это стало привычной для него вещью.

Он бодро здоровается с соседями и понимает, кто они и почему встречаются в подъезде и во дворе. Иногда считает необходимым напомнить им, что его зовут Дима. На вопрос "Как дела?" отвечает "Намайно!" или "Хаясё!".

Иногда после нескольких упражнений может почти правильно выговорить "Р-Р-Р". Хорошо считает до десяти и немного во втором десятке...

Давно не вспоминаем о том, что в группу надо возвращаться "без сьёз". Мы были там в гостях. Дима купался в лучах всеобщего внимания и радости от встречи. И если теперь говорим о "гуппе", то только в контексте "в гости", "соскучился по... (идёт перечисление имён детей из "семьи" и воспитателей-мам)".

.... В квартире Дима сразу же начал показывать Е.А. свой новенький "вейсапед" - подарок в День защиты детей от одной из "тёть, котоая юбит меня". Помогал накрывать стол к чаю. Рассказывал стихи, которые выучил, пел все песни, которые знает ещё из ДД. Особенно выразительно поёт "Песню мамонтёнка"... Ещё танцевал "Тектоник"...

В общем, когда всю программу исчерпал, очень захотел срочно сесть "за компютен".

Стал со всей непосредственностью предлагать гостье собираться домой: "Пойдём, я тебя провожу. Я покажу, как правильно открывать дверь..." и т.п.

04.07.2012

Мы вернулись из Горного Алтая.

До самого озера Ая добраться не успели, но нагулялись по лесу - горам и накупались в бассейне в туркомплексе вдоволь и с удовольствием. То, что Диму с трудом удавалось выманить из бассейна - ещё один показатель изменений в его физическом состоянии и развитии. В первые дни нашего знакомства он с трудом переносил воду, в ванне задерживался не более пяти минут.

А на турбазе ему так понравился "спорт", что он летом стал тренироваться в "ходьбе на лыжах", приспособив для этого берёзовые палки.

Прямо на турбазе нас обрадовало известие о том, что мы можем забрать наши документы из опеки и уже никогда не возвращаться в детский дом. Что мы и сделаем в ближайшее время. А пока едем ещё в одно "путешествие", в Барнаул. Обязательно в один конец поедем поездом, который Дима пока только видел. Мечтает поехать на нём "сам-один".

Но потренируемся для начала вместе-вдвоём.

27.05.2013

Всё время жизни с Димой жду, что какая-то из его мам (биологическая и бывшая приёмная) появится у нас и заявит свои права на ребёнка... Именно поэтому собственную роль-позицию обозначила для себя и него как "баба Таня". Пока Дима был в Детском Доме и навещал нас как гость, он рад был поехать в конце недели к бабушке. Когда переехал насовсем, стал ходить в садик, он часто произносил "мама", обращаясь ко мне. Я посчитала это неким автоматизмом (ведь он в Детском Доме называл мамами всех воспитательниц и нянечек) и поправляла его. Он без особой охоты исправлялся, называл "бабой Таней", и я не догадывалась, почему он так часто играет в "котёнка и кошку маму". Здесь без всяких поправок мы сосуществовали с ним как "мама" и "ребёнок".

Ближе к весне Дима не на шутку затосковал по "маме". Часто стал вспоминать бывшую свою "маму", рассказывать что-то из той своей прошлой жизни, планировать встречу с "мамой". А у меня периодически спрашивал, не прогоню ли я его из дома, люблю ли я свою "киску" по-прежнему. В результате всех этих перемен в настроении я вынуждена была обратиться к специалистам. После нескольких разговоров поняла и приняла: я должна быть не бабушкой, к которой ходят в гости, а мамой со всеми вытекающими отсюда особенностями отношений, обязанностей, перспектив... Нам порекомендовали как
можно чаще "всей семьёй" играть вечерами в настольные и ролевые игры, в ходе которых поощряли бы обращение Димы ко мне как к маме, а к Вере как к старшей сестре... После первого же такого вечера, придя утром в садик, Дима сообщил выбежавшему в раздевалку мальчику из группы:" Даня, а ведь ЭТО (показывает на меня) моя мама!" Даня удивился: "Это же твоя баба Таня!".

В общем, мы больше никого не ждём, осваиваем совместное семейное пространство по очередному кругу, надеюсь, пройдём этот круг с меньшими эмоциональными затратами- потерями, чем был первый ... Готовимся к длительному отпуску-отдыху в связи с ремонтом садика, ждём хорошей погоды, чтобы можно было чаще выезжать за город, стараемся не пропустить ничего, что полезно для здоровья. А завтра идём на встречу с психологом, чтобы определиться, в какой группе Дима будет в следующем году готовиться к школе.

09.09.2017

Дима пошёл уже в третий класс. Правда, учится он пока «на дому», но с программой справляется: хорошо читает, много знает стихов наизусть, успешно учится в школе, летом целый сезон прожил в лагере отдыха для детей в Саянах... В больничном стационаре за пять с лишним лет жизни в нашей семье ему пришлось пролечиться один раз - ОРВ. Я на правах опекуна лежала вместе с ним, что помогало ему легче переносить процедуры, особенно уколы. А в общем обходимся помощью «Скорой», регулярной терапией по назначению врачей поликлиники, один раз подкрепили здоровье в санатории...

В общем, всё хорошо. Наша семья, на самом деле, имеет неограниченные возможности... И обычные люди (соседи, многие коллеги по работе, приятели и друзья дочери и мои) очень даже уважают нас всех и, как могут, расширяют эти возможности.

Но последние полтора года я с большим трудом сохраняю своё право на работу и рабочее место в образовательной организации - институте повышения квалификации работников образования... А в этом сентябре приняла решение уйти «вникуда».

В этой борьбе я получила столько проявлений неуважения и издевательств с угрозами «заставить страдать моих детей» со стороны людей, которые по должности должны бы были охранять материнство и детство, что вера в то, что опекуны, усыновители заслуживают уважения, а дети, лишившиеся опеки родителей - серьёзной поддержки общества и «сильных мира сего» постепенно иссякает...

Нам надо продержаться ещё год. Через год мой кровный поздний, давшийся мне с величайшим трудом ребёнок, моя дочь Вера закончит медицинский колледж, получит работу и официальное трудоустройство, и тогда у нас будет больше аргументов и прав сохранить нашу «семью с неограниченными возможностями».

А пока я успокаиваю Диму, который свой вопрос из детсадовского возраста: »Мама, а ты никогда больше не бросишь меня?» переформулировал в просьбу: «Не бросай меня, мама! И никогда никому не отдавай!»

Дай, Господи, силы не предать ребёнка, доверившегося и поверившего мне...


Возврат к списку


Поделиться:




Задать вопрос



* - обязательные поля