ЦИКЛ ЕЛЕНЫ ГОБОВОЙ «ЦЕЛЬ. ДЕЛО. МЕЧТА» - ЧАСТЬ 1: КАК СТАТЬ ТВОРЦОМ, КОНСТРУКТОРОМ СВОЕГО БУДУЩЕГО?

21 Июля 2016
(4)

Страх перед будущим сковывает и запутывает. Неизвестность тревожит и беспокоит. Вы считаете, это нормально? Как ни странно, но большинство взрослых людей ни за что бы не хотели вернуться в юный возраст и еще раз пережить тягостные годы личного и профессионального становления. Процесс самоопределения считается одним из самых трудных и ключевых в жизни каждого человека.

Мы согласны, что выбор жизненного пути по праву считается ключевым. Но почему трудным и тяжелым? Зачем каждый человек переживает свое личностное и профессиональное становление как тяжесть? Зачем рассматривать свое будущее под призмой лихорадочного принятия решения, под ударом ненавистного цейтнота? К чему думать о себе в будущем как о мишени на собственной спине? И что такого нервного и убойного в таких осмысленных понятиях как «будущее», «самореализация», «идентичность».

Если хорошенько подумать, то становится невыгодно и несправедливо воспринимать свое самоопределение как тяжесть. Зачем делать тяжелым то, что действительно важно? Зачем нервно ждать, если уже итак поздно? Почему будущее не продумать как интересное и увлекательное построение своего мира? Сколько детей и подростков, да и взрослых людей, почти фанатично строят свои империи, города и вселенные, создают семьи и становятся мэрами, магами, воинами в виртуальных компьютерных играх. Там, в игре надо отслеживать и удовлетворенность жителей твоего города, и продумывать перспективы развития той или иной области, территории, и выстраивать целые экономически выгодные хозяйственные структуры как в области промышленного производства, так и в сфере сельского хозяйства.

Так почему же с той же силой и энергией не построить свой реальный мир, в котором тебе будет интересно жить и развиваться? Ведь на самом деле мы делаем выбор для себя и ни для кого более, потому что нельзя прожить чужую жизнь и радоваться ее искусственности в то самое время, когда можно прожить свою реальную жизнь и стать в ней счастливым. Тем более, что большинство подростков реально осознают тот факт, что если они сами не сделают свой выбор, выбор сделают за них другие. И этот выбор вряд ли будет учитывать интересы того, за которого был сделан выбор третьими лицами. Даже при условии, что родные и близкие взрослые люди хотят как лучше и желают подростку только добра, получается всегда то, что получается. А получается, как правило, не то, что хочется, получается как всегда!

Для того, чтобы будущее перестало быть пугающим и тревожным, нужно научиться его конструировать. И конструировать не вообще, а конкретно и для себя. Не ждать, когда будущее нападет, как стихийное бедствие, а целенаправленно, шаг за шагом строить его в своем сознании. А для этого, первым делом, необходимо построить образ – предельно привлекательный и притягивающий. Например, представить, как ты управляешь самолетом – истребителем новейшей модели. Или как ты меняешь летнюю резину на зимнюю в автосервисе. Или как ты лепишь из глины огнедышащего дракона, чтобы потом отлить его в бронзе и создать скульптурную композицию в стиле фэнтази для большого городского парка. Или как ты играешь с детками в группе детского садика. Или как ты делаешь операцию на сердце, и от твоего профессионализма зависит жизнь людей. Ии как ты выравниваешь стены в квартире, где делаешь ремонт.

Но самое главное, нужно понять, действительно ли созданный тобой образ подходит лично для тебя настолько, что ты готов вкладывать свое время, усилия, энергию, эмоции, чтобы достичь его, осуществить задуманное.

Помните, что совсем из ничего такой образ себя в будущем возникнуть не может. Вы же знаете такой физический закон: «Энергия не возникает из ничего и не исчезает бесследно». Для того, чтобы ваш образ наполнился притягательной силой, нужно научиться не только погружаться в свое увлечение. Например, серьезно увлечься авиамоделированием или рисованием, биологией или математикой, футболом или танцами и т.д. Необходимо еще и сохранить верность своему увлечению в течение многих лет жизни, т.е. достигнуть определенного уровня мастерства в выбранном деле, увлечении и не бросать занятия при первых же неудачах и трудностях.

Только любовь к определенному делу может воссоздать в конкретном образе мир собственного будущего. Так, например, без любви к глине и без любви к лепке из глины, пластилина не станешь ни скульптором, ни мультипликатором. Без крепкого здоровья и без любви к технике и риску не станешь ни летчиком, ни гонщиком. Без любви к животным и без любви к биологии, зоологии, анатомии не станешь ветеринаром. Поэтому очень важно, во-первых, найти в себе эту искорку притяжения, любви, увлеченности. Во-вторых, помочь ей разгореться так, чтобы увлечение, детский интерес преобразился в настоящее дело, которым хотелось бы заниматься всю взрослую жизнь. В-третьих, сделать его надежным фундаментом для профессионального становления, т.е. получить профессиональное образование по соответствующей специальности в определенном учебном заведении.

Предложенные три шага одной стратегии профессионального самоопределения помогут подростку, молодому человеку или девушке выстроить достаточно надежное представление о себе в будущем. Если образ обладает притягательностью, которая соответствует силе вашего увлечения, и более того, вы способны порадоваться за себя и почувствовать, что именно на этом поприще вы сможете стать счастливым человеком, то вы на правильном пути! Построенный вами образ себя в будущем станет опорой и

надеждой, маяком, который не даст вам сбиться с пути или заблудиться в разнообразном и множественном современном мире.

Продолжение следует….

Гобова Елена,

Приемная мама, психолог, эксперт программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.



Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля