ЦИКЛ ЕЛЕНЫ ГОБОВОЙ "ДЕЛО, ЦЕЛЬ, МЕЧТА" - ЧАСТЬ 2: БУДУЩЕЕ – НАСТОЯЩЕЕ – ПРОШЛОЕ: В КАКОМ ВРЕМЕНИ ТЫ ЖИВЕШЬ?

26 Июля 2016
(3)

Статья 2. БУДУЩЕЕ – НАСТОЯЩЕЕ – ПРОШЛОЕ: В КАКОМ ВРЕМЕНИ ТЫ ЖИВЕШЬ?

         Наверное, нет человека, который бы не задумался о том, что такое время? Мы ощущаем время вокруг себя как поток событий или время для нас – это мириады миллисекунд, пронзающих пространство нашей жизни? Например, Аврелий Августин (354- 430гг.) в трактате «Исповедь» писал, что время существует только лишь потому, что оно стремится исчезнуть. Если время исчезает, то как мы можем его ухватить и главное, за что и зачем? А еще Аврелий  Августин считал, что нет никаких трех времен: нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. А есть настоящее прошедшего, настоящее настоящего и, как вы уже догадались, настоящее будущего. Он писал так: «Эти три времени существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего – это память, настоящее настоящего – это непосредственное созерцание, а настоящее будущего – его ожидание».

         Можно привести много примеров того, что мудрые и известные люди говорят о времени. Но самое главное – это то, что время внутри нас самих. Вот что нужно запомнить и учитывать в своей жизни. Мы уверены в том, что каждый человек может достаточно точно определить для себя, в каком именно времени он живет, какое время ему по душе.

Задайте себе вопрос: какое время вам по душе? Если вы оглянулись назад, то, значит, вы обожаете прошлое. Как Р. Уильямс: «Лишь прошлого тени теснят мою грудь, лишь в прошлом вся жизнь моя, в прошлом вся суть….». Если вы смотрите внутрь себя и осознаете все, что есть здесь и сейчас, то вы живете настоящим. Как в песне их кинофильма «Земля Санникова» поется: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Но если вы стали думать о своем будущем и пронеслись с бешеной скоростью через годы своей жизни и увидели себя в окружении любящих вас жены и детей, то ваше время – будущее. Как писал Александр Сергеевич Пушкин: «Сердце в будущем живет». 

Мы считаем, что многие профессии имеют вполне определенное отношение к времени. И здесь важно не промахнуться! Потому что счастье и душевное равновесие человек может достигнуть только в том случае, если дело, которое он выбрал для себя, будет ему по душе, а это значит, что он выбрал свое занятие в гармонии со временем, в котором он живет! Ошибка во времени может привести к тщетности прилагаемых усилий, к несчастному, унылому существованию.

Давайте подумаем о различных профессиях и специальностях как о делах, происходящих в настоящем времени, как о занятиях, имеющих дело с прошедшим или как о делах, которые еще надо создать в будущем. Например, наша полиция имеет дело только с теми преступлениями, которые уже совершены. Предотвращать преступления – это не ее задача. И если вы хотите стать хорошим следователем, то вам необходимо жить прошлым, уметь восстанавливать по крупицам события, находить связи между ситуациями, случившимися на прошлой неделе и год назад. А если вам по душе разбираться не в том, что происходило какой-нибудь месяц назад, а в том, каким мир был тысячи лет назад, то самое время вам подумать о том, чтобы стать археологом. Или историком. Или геологом. Или адвокатом. Скажем, такая распространенная в современном мире специальность как бухгалтер большей частью своей занимается ни чем иным, как прошлым. Подсчитывая расходы, которые суть потраченные деньги, высчитывая налоги на добавочную стоимость, рассчитывая заработную плату, которую работники предприятия уже заработали, бухгалтер подчинен прошлому, свершившемуся. Бухгалтер – это банк памятных событий, которые по природе своей обязаны были быть занесены в бухгалтерскую программу.

Профессии прошлого времени требуют от человека умения жить тем, что уже свершилось, стряслось, случилось, завершилось, преобразилось, построилось, произошло, истратилось, стерлось, скрылось и т.п.. Лучшими в своей профессии становятся те люди, которым жить в прошлом времени по душе. И их не напрягает то, что они ничего не могут изменить в том, что уже произошло. Их не бесит тот факт, что они не причастны к тому, что когда-то происходило, что это было как бы не с ними, произошло за их спиной. Их не волнует то, что им приходится постоянно сталкиваться с неизвестными причинами, мотивами, которыми руководствовались люди, сделавшие ЭТО. Жизнь в прошлом времени их научила быть спокойными и гибкими, потому что все, что должно было случиться, уже случилось и добавить к этому нечего и незачем.

Так же, как есть профессии с явным сдвигом в прошлое, так и есть профессии, требующие умения жить в настоящем, чувствовать себя здесь и сейчас. Например, спорт. Как может профессиональный футболист бежать по футбольному полю навстречу противнику, который ведет мяч и думать о прошлом (как он месяц назад упал и травмировал колено) или о будущем (он еще не купил себе шикарное пальто)? Футболист либо находится в настоящем моменте (миге, миллисекунде) игры, либо он плохой футболист. Так можно сказать и о теннисисте, и о пловце, и о баскетболисте. Все спортсмены (даже шахматисты) – люди настоящего времени. Конечно, это не значит, что после матча, соревнования, игры они не думают о своем прошлом или не заботятся о своем будущем. Но если они не могут жить в настоящем времени на полную катушку, они не станут великими спортсменами, победителями, призерами, чемпионами. Потому что в настоящем каждую секунду что-то происходит, что-то меняется, причем с твоим участием. Потому что в настоящем необходимо тотально телом и мозгами быть в игре, в поединке, наедине со снарядом в спортивной гимнастике, например, или в прыжках в воду с высоты 8 метров. А это требует от человека определенного опыта чувствования настоящего момента и опыта управления собой в этом самом неуловимом настоящем!

Уроки настоящего педагога сравнивают с самой тканью жизни, где дети включены в интересный процесс сотворения знаний, где дети могут осознать свою компетентность в области применения полученных ими знаний. Ибо знание само по себе является ценностью временной, а настоящим знанием может считаться лишь то знание, которое ребенок может применить в нужное время, то знание, которое поможет ребенку действовать определенным эффективным образом. Настоящая жизнь не может быть скучной и занудной по определению. В ней происходит каждую минуту чудо, открывающее новый мир и ты даже не замечаешь, как летит время. Можно только позавидовать тем ученикам, у которых физику, химию, биологию или любой другой предмет преподают настоящие педагоги!

А как насчет работы хирурга? Или работы повара, водителя, телеведущего, певца, актера, музыканта? Или может быть точнее будет сказать не «работа», а «искусство»! Все волшебство происходит в настоящем времени. Шедевры, гениальные творения сотканы из ткани настоящей жизни. Но и будущее полно сюрпризов и загадок. Подумайте, сколько замечательных профессий требуют от человека умения представить не то, как это было, а то, как это будет! Профессии дизайнера, строителя, архитектора, токаря, сценариста, столяра, режиссера, кузнеца, программиста, скульптора и т.п. требуют  хорошо развитого зрительно-пространственного воображения, умения создать образ, сцену, кадр, программу, картину, модель и претворить свою задумку в жизнь, сделать ее реальной и живой.     

Каждое время обладает своими смыслами, своими идеями. Каждое время имеет свой шарм, свое очарование, равно как и люди, живущие в нем и живущие им. И дело не только в том, чтобы родиться в своем времени, почувствовать свою эпоху и быть с ней в гармонии. Дело в том, чтобы выбрать себе дело по душе, учитывая свое внутреннее время. Наши внутренние часы как нельзя лучше и яснее дают нам понять, на что мы способны, живя в определенном временном потоке.

Продолжение следует…. 

Гобова Елена,

Приемная мама, психолог, эксперт программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.

 

 



Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля