ЦИКЛ ЕЛЕНЫ ГОБОВОЙ "ДЕЛО, ЦЕЛЬ, МЕЧТА" - ЧАСТЬ 3: "ТИПОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ"

26 Октября 2016
(0)
Статья 3.  ТИПОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ

Дом, семья, дети, работа, карьера, дело, деньги, друзья, учеба, общество, родители – все эти понятия представлены в сознании ребенка, подростка и определенным образом выстроены в картине их представлений о себе. В зависимости от того, какие из них самые важные, те и смогут стать основой будущего образа жизни, представления о своем будущем.

Большинство подростков знает, что главное в самоопределении – это понять, чего он или она хочет на самом деле. Это процесс тонкий и глубинный. Это именно процесс, а не одномоментный акт. Он влияет и на формирование характера, и на умение выстраивать отношения с друзьями, родителями, педагогами. И если у взрослого человека представления трансформировались в убеждения, которые определяют его отношение к жизни в принципе, то у детей и подростков представления находятся в процессе формирования. По большому счету, воспитание как раз и есть процесс формирования необходимых представлений о себе, окружающем мире и о том, как с ним взаимодействовать эффективно и гармонично.

Для того, чтобы понять отношение к жизни целого поколения, необходимо изучить наиболее типичные представления детей и подростков о себе и своем будущем. И сделать это можно по трем ключевым позициям, которые способны объединиться в целостный образ. Когда мы приходим в школу и спрашиваем у старшеклассников, как они определяют, с кем они близки по духу, а с кем они не испытывают вообще ничего общего. Многие отвечают, что они слушают одну и ту же музыку, ездят на выступления одних и тех же групп. Другие считают, что поколение слишком разношерстно по культурным и субкультурным традициям: кто-то увлекается спортом, а кто-то зависает в компьютерных играх, кто-то предпочитает параллельно со средней школой учиться еще в музыкальной, художественной, языковой школах, а кто-то бродит по дворам и проводит все время в ничегонеделании или просто общается с друзьями.

Да, все старшеклассники разные. Но их объединяют общие цели, которые они ставят перед собой. И если цель воспринимать как определенную точку на карте, то каждый привыкает двигаться в определенном направлении, общаться с определенными людьми, которые придерживаются тех же установок. Они имеют похожие цели, их волнуют одни и те же события, которые происходят с ними или с их друзьями. И эта похожесть помогает подросткам более четко осознавать себя среди других, находить «своих» и избегать «чужих».

Многие цели имеют конкретное отношение к представлениям о будущем образе жизни. Например, большинство старшеклассников планируют иметь семью к 26 годам и хотят одного или двух детей. И, конечно, современные молодые люди и девушки полагают, что им удастся сохранить дружеские отношения. У кого-то друзья на первом плане, у кого-то семья. Следовательно, и образы будущей жизни будут различаться по целям и задачам.
Итак, первый ключ к формированию представлений о своем личностном и профессиональном будущем – это четкие и последовательно выстроенные цели, направленные из настоящего времени в будущее. Безусловно, цели обладают конкретикой, иначе это не цель-точка на карте, а размытое белое или черное пятно, которое вносит путаницу и туманит мировоззрение. Если целью молодого человека или девушки является получение образования, то можно с уверенностью сказать, что это будет конкретный ВУЗ, определенный факультет и цели, связанные с подготовкой к поступлению в указанное учебное заведение. Например, записаться на подготовительные курсы в выбранное учебное заведение для того, чтобы лучше подготовиться к вступительным экзаменам. Или окончить художественную школу, чтобы поступать в художественное училище, Академию.

Вторым ключом к формированию представлений о своем личном и профессиональном будущем является дело. И не просто дело, которое можно сделать за полчаса, а дело, которое молодые люди и девушки стремятся освоить и заниматься в течение длительного времени, если не всю свою взрослую жизнь. Современный мир очень динамичен. Если еще 15-20 лет назад подростки выбирали себе дело по душе и думали о том, что они будут работать в одной и той же фирме, организации, делать карьеру, продвигаться в деле, накапливать профессиональные знания и опыт, то сейчас невозможно себе представить, чтобы кто-то из подростков на полном серьезе думал о том, что он проработает всю свою жизнь на одном и том же предприятии. Более того, многие молодые люди даже о выбранной ими профессии не думают как об окончательном деле, которым они будут заниматься как минимум лет 20-25.

Изменились не только сами представления подрастающего поколения о своей работе. Изменились условия, на которые опираются молодые люди в поисках себя, своего места в современном мире. Неизменным остается лишь желание найти занятие себе по душе, сердцу, чтобы не тяготиться унылой, неинтересной работой. У кого-то получается найти такое дело, несмотря на все трудности или соблазны жизни. Они выбирают ту профессию, к которой испытывают неподдельный интерес, которую им хочется освоить на высоком профессиональном уровне, в которой они понимают, как развиваться.  У кого-то выбор профессии складывается благодаря стечению обстоятельств (например, за компанию с подругой) или по настоятельной рекомендации родителей, которые могут учитывать или не учитывать интересы самого подростка.
Важно, чтобы молодые люди имели наиболее полное представление о содержательной стороне выбранной ими специальности, профессии. Например, если подросток хочет стать юристом, то он должен понимать, что юристом можно работать в разных сферах деятельности: юристом на предприятии, юристом в МВД, юристом в адвокатской конторе, юристом в Арбитражном суде. И у каждого из них будет разный функциональный перечень должностных обязанностей, разный график работы.    
    
Третьим ключом  к формированию представлений о своем личном и профессиональном будущем является мечта.  Если старшеклассникам достаточно часто педагоги и родители задают вопросы, связанные с определением ближайших целей, выбора специальности и соответствующего учебного заведения (ВУЗа, колледжа, училища), то такое понятие как «мечта» остается «за кадром» образовательного и воспитательного процессов. Этому есть объяснение: у многих людей слово «мечта» ассоциируется с чем-то нереальным, заоблачным, запредельным.
Однако у мечты есть и другая сторона – сила, придающая смысл и насыщенность каждому мгновению жизни. И если молодой человек или девушка позволяют занять мечте в своей жизни значимое место, то их жизнь обретает неповторимый смысл и свет существования, ощущение счастья и полноты жизни, так необходимых каждому.
На наш взгляд, цивилизация движется людьми, рискнувшими наполнить время, отпущенное для жизни, не столько добыванием «хлеба насущного», сколько осуществлением своей мечты. Все, чем гордится человечество (электричество, компьютер, машина), когда-то было только мечтой конкретного человека. Да, практически у каждого выдающегося человека разных эпох движущей силой была именно Мечта.

Итак, представления о личном и профессиональном будущем формируются на основе трех ключей: цели, дело и мечта. В зависимости от того, какое соотношение занимает в процессе самоопределения старшеклассника тот или иной ключ, возникает определенный тип представлений о себе. Причем, не всегда представления о своем будущем конструктивны и позитивны. Встречаются и негативные, деструктивные типы представлений о себе в будущем. Важно, что у вас, читатель, будет возможность ощутить, какое представление о будущем вам подходит, к какому из типов вы наиболее близки по мировоззрению, образу жизни.

Каждому типу мы уделим равное внимание и напишем основные характеристики, по которым вы сможете лучше понять свои мысли и чувства, неизбежно возникающие в процессе размышлений о будущем.

Продолжение следует….  
Гобова Елена,
Приемная мама, психолог, эксперт программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.
        


Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля