ЦИКЛ ЕЛЕНЫ ГОБОВОЙ: «ЦЕЛЬ. ДЕЛО. МЕЧТА» СТАТЬЯ 7: «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ ИЛИ ЛЮДИ СО ВЗГЛЯДАМИ»

6 Декабря 2016
(0)
Общественные деятели – это люди, которые чувствуют и переживают несовершенство нашего мира как личную трагедию. Они намерены поддерживать и сохранять хотя бы в своих внутренних представлениях образ того, какой на самом деле должна быть настоящая жизнь в настоящем гражданском обществе. И они готовы говорить об этом вслух, стремиться следовать свои убеждениям и принципам, думать, планировать и мечтать об если не идеальном, то, по крайней мере, гуманном и грамотно построенном мире.
    Именно общественные деятели всерьез озабочены такими темами, как справедливость, порядочность, милосердие, правдивость, честность, принципиальность. Согласитесь, ведь кто-то должен думать глобально, масштабно не для себя, а для блага общества, для блага всех людей на планете Земля! И дело вовсе не в том, что кто-то должен, а кто-то не должен. Дело в том, что они просто есть. Есть люди, которые изначально переживают за общество, других людей и готовы им помогать от всего сердца, от всей души. Потому что не все люди беспринципны, не все люди равнодушны к страданиям и бедам других людей.
    «А что такое взгляды?» - спросите Вы. Это когда, во-первых, у старшеклассника есть четкое представление о том, в каком обществе он хотел бы жить и работать, и каким образом должно быть устроено гармоничное общество, чтобы он и его будущая семья чувствовали себя гражданами этого общества. А во-вторых, когда молодой человек или девушка сами готовы создавать общественное пространство вокруг себя в соответствии со своими представлениями. То есть взгляд – это принцип, связанный с внутренней установкой, с внутренним отношением молодого поколения к обществу.
    Такое принципиальное отношение к обществу предполагает, в первую очередь, личную активность в решении общественных проблем, личное стремление к изменениям и реформам в общественной жизни школы, института, города, области, страны. Более того, личная активность должна быть направлена не на демагогические, отстраненные рассуждения о политике, а на проявление человеческой заботы о своем доме, подъезде, улице, города, создания атмосферы доброго и милосердного отношения ко всему и ко всем.
    Вот пример того, как видят свое будущее общественные деятели. Андрей М. – восьмиклассник из Хабаровска, в совершенстве овладеет языками программирования. После школы он получит высшее экономическое образование, и параллельно с экономикой он собирается продолжать изучать программирование самостоятельно. После учебы он женится и заведет много детей, купит огромный дом на дальнем Востоке в сельской местности и займется хозяйством.
    Настоящим делом для себя он считает развитие глубинки. Андрей намерен размещать в отдаленных от города селах и поселках конторы по трудоустройству населения. Контора будет заниматься подготовкой населения и созданием рабочих мест на этой же территории жизни. Восьмиклассник собирается написать для России такой набор программных продуктов, который бы учитывал экономические и географические возможности каждого региона, каждого отдельно взятого поселка, села. Внедрение передовых информационных технологий на окраинах, в местах, где отсутствует всякая цивилизация, позволит создать определенное микроэкономическое пространство, в котором жители смогли бы заниматься реальными делами и сами зарабатывать себе на жизнь.
    Мечтает Андрей о том, чтобы восстановить все исторические памятники Дальнего Востока, которые были разрушены временем и дураками.
      Некоторые молодые люди разработали целые программы по изменению общественных устоев. Нельзя сказать, чтобы их взгляды отличались добротой и милосердием. Скорее всего, взгляды молодых людей основаны на жестких принципах, реформаторских идеях и четком понимании сути проблемы общенационального характера. Так, например, Виктор мечтает преобразовать общество и считает, что для этого необходимо:
1.    Избавиться от националистических движений. Все люди, все нации равны!
2.    Избавиться от криминальных структур, особенно тех, кто объединился с властью.
3.    Отстаивать право каждого человека на индивидуальность.  

Безусловно, общественные деятели, это те школьники и студенты, которые хотят посвятить свою жизнь обществу, его процветанию и благоденствию. Служению Отечеству во все времена было благородным занятием. И служить современные общественные деятели намерены профессионально, руководствуясь, прежде всего, полученными знаниями. Это ум, честь и совесть нашей эпохи – будущие экологи, журналисты, педагоги, юристы, психологи, медики, писатели, дипломаты, политики, социальные работники и др. Так, около 12% выпускников намерены стать профессионалами своего дела и на работе честно помогать людям, которые нуждаются в их профессиональной помощи. Они очень хотят сделать так, чтобы люди чувствовали себя более защищенными перед лицом трудностей или опасностей. А мечтают общественные деятели о мире во всем мире, «чтобы не было ни ядерной весны, ни жуткой экологической катастрофы», и, конечно, о том, чтобы все люди на Земле были счастливы.
В принципе, многие дети и подростки хотели бы в своей жизни сделать что-то хорошее, полезное для общества. И это высокое, прекрасное чувство каждого человека нужно только грамотно направить в нужное русло, например, организовать интересное и доброе дело в своем классе, в своей школе, в своем городе. Как правило, организаторами, лидерами хороших дел и становятся общественные деятели, кто уже неравнодушен и кто может воодушевить других людей на благородный порыв возвышенной души.
Так, в общественной жизни выделяются две позиции: позиция лидера и позиция участника. Лидер может выступать и как автор идеи, и как организатор или основатель общественно-значимого события в школе, институте, городе. Позиция участника основана на внутреннем желании детей и подростков сделать что-нибудь хорошее для других, помочь тем, кто нуждается в их помощи или на стремлении принять участие в ярком и интересном, увлекательном событии. И чем харизматичнее лидер, тем интереснее и богаче общественная жизнь в школе, институте, городе.
Таким образом, общественные деятели вносят осмысленность во многие общественные мероприятия, которые проводятся в каждой школе каждого российского городка, а также своим неравнодушным отношением к происходящему, добротой и милосердием стоят на страже нравственности и морали.
В качестве яркого примера общественного лидера мы бы хотели представить жизнеописание всем известного Антона Павловича Чехова, а точнее его духовную, общественную сторону жизни.
Неизвестный Чехов: милосердие и сострадание неравнодушного человека.
Чехов не любил и не умел выступать с речами. Он не выносил журнальных, публицистических споров. И сколько нужно было собрать журналистов, политиков и представителей общественных движений и сколько провести бурных общественных дебатов об общественной пользе и просвещении народа, чтобы было сделано то, что без споров и шумихи делал он один – школы, больницы, холерные бараки, подготовка санитаров и фельдшеров в разгар эпидемии холеры, и путешествие через Сибирь, на Сахалин, и библиотека в Таганроге, и санаторий в Ялте.
Антон Павлович Чехов построил три школы: в Талеже, Новоселках и Мелихове.
Когда Суворин, чей капитал перевалил за четыре миллиона, собрался строить школу, Чехов ему писал: «Я выстроил три школы, и считаются они образцовыми. Выстроены они из лучшего материала, комнаты пять аршин вышины, печи голландские, у учителя камин и квартира для учителя немаленькая, в три-четыре комнаты. Две школы обошлись по три тысячи рублей, а третья – меньшая – около двух тысяч с немногим» (26 июня 1899г.).
Чехов не был ни богачом, ни даже просто состоятельным человеком. Он жил литературным трудом, не столь доходным и прибыльным. Откуда же брались деньги на школы?
«Опять я строю школу. Была вчера у меня депутация от мужиков. Просила, и у меня не хватило мужества отказаться. Земство дает тысячу, мужики собрали 300р. – и только, а школа обойдется не менее трех тысяч. Значит, опять мне думать все лето о деньгах и урывать их то там, то сим» (Из письма Чехова к А.С. Суворину 8 февраля 1897г.).
Выпускник Московского университета, имеющий диплом врача, Чехов мог в дальнейшем сделать ученую или административную карьеру, либо заняться доходной частной врачебной практикой. Но он выбрал беспокойную, безвозмездную участь. В 1893 году он писал: «Я опять участковый врач и опять ловлю за хвост холеру, лечу амбулаторных, посещаю пункты. Не имею права выехать из дому даже на два дня».
А.П.Чехов прослужил врачом всю свою жизнь – и в молодые годы, и в зрелые годы и в расцвете писательской славы. Он лечил простой люд, покупал и выдавал из своей домашней аптеки лекарства, тратился на них и не получал за этот нелегкий труд ни одной копейки! По имеющимся данным, Чехов как врач принимал не менее тысячи больных в год. Следует напомнить, что дело врача – это общественное дело! «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». Так считал Чехов.
22 февраля 1899 г. он писал: «Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России – интеллигенты они или мужики – в них сила, хотя их мало. Отдельные личности не доминируют, но работа их видна: что бы там ни было, но наука продвигается вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер, и все это делается помимо прокуроров, инженеров, губернаторов, помимо интеллигенции в целом и несмотря ни на что».

Продолжение следует….  
Гобова Елена,
Приемная мама, психолог, эксперт программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.



Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля