Спекуляции в приемной семье. Тема: "Спекуляции со стороны приемного ребенка" Статья 1. Взять ответственность за прошлое приемного ребенка на себя

8 Ноября 2016
(3)
На наш взгляд, трудности в процессе воспитания естественны, поскольку родители «растут» вместе с ребенком. Родители так же впервые, как и сам ребенок, сталкиваются со сложностями детско-родительской совместной жизни. Дети и родители приноравливаются друг к другу, подстраиваются, изучают, исследуют, играют, общаются, придумывают, отстаивают, спорят, ссорятся, мирятся, скучают, наблюдают, решают и пр.. И также вместе они подвластны обидам, злости, горестным раздумьям о своей нелегкой судьбе. И также вместе они смеются, радуются, волнуются, сопереживают друг другу, просят прощения и учатся любить, уважать, ценить себя и своих близких.
Все сложности преодолимы, если есть кому их преодолевать. Помните, «опыт, сын ошибок трудных…». Именно в совместной детско-родительской жизни формируется чувство привязанности, основанное на эмоциональной близости: закаляется характер ребенка, развиваются его способности, выделяются предпочтения. Так и должно быть.
Но если в семье некому преодолевать сложности, связанные с воспитанием ребенка? Если родители не взяли на себя ответственность за своего сына или дочь, а их совместная жизнь превратилась в сплошные запои, ссоры, драки? В таком случае ответственность за ребенка берет на себя государство в лице специалистов органов опеки и попечительства, специалистов, занимающихся семейными формами устройства детей, лишенных родительской опеки. И ребенок из детского дома попадает в приемную семью, которая с этого момента несет ответственность за него перед государством, перед собой, перед ним самим, перед обществом.
И ребенок, в зависимости от своего возраста и в зависимости от того, насколько травмирующим был переход из кровной семьи в закрытое детское учреждение, и дальше из детского дома в приемную семью, и в зависимости от того, какой опыт пребывания он получил в том самом детском доме, ребенок должен убедиться в том, что за него несут ответственность. Приемный ребенок будет разными способами проверять стабильность и надежность родительской ответственности. Приемные родители должны убедить своего приемного ребенка в том, что они «продолжают» быть в ответе за него. И ситуация, в которой ребенок хочет убедиться в надежности своих приемных родителей, может повторяться даже тогда, когда, казалось бы, все уже ясно и понятно. Но это может быть ясно и понятно приемным родителям, но не ребенку. И в этом «разрыве понимания», «трещинах уверенности» кроется источник спекуляции со стороны приемного ребенка, который порой не может не спекулировать своим пребыванием в детском доме. Такая спекуляция со стороны приемного ребенка является чуть ли не единственно возможным, доступным средством убедить себя в том, что в новой семье будет по-другому. Но для того, чтобы убедиться, надо сто раз проверить!
В каком-то смысле, спекуляции детским домом могут оказаться навязчивыми повторами, из которых ребенок, особенно маленький ребенок, не может вырваться самостоятельно. Он может только обращаться за помощью к своим родителям в надежде на то, что им удастся его убедить в своей ответственности за него.    
    Среди моего окружения только одни дальние знакомые взяли маленького ребенка из детского дома. Мальчик лет 3-4 без конца спрашивал своих приемных родителей:
- Мама, как же ты могла оставить меня в детском доме?
Мама была растеряна. Она-то не оставляла этого малыша, а наоборот взяла его из детского дома.
- Папа, как же ты мог оставить меня в детском доме?
Папа тоже ничего понял. В первый раз. Но со второго, третьего раза приемные родители повинились перед этим мальчиком и просили прощения. Мама просила простить ее за то, что она оставила своего маленького мальчика в детском доме. Папа умолял простить его за то, что он позволил случиться тому, что его любимый сыночек попал в детский дом.
- Бабушка, как ты могла оставить меня в детском доме? Бабушка, как ты могла разрешить моей маме бросить меня?
И бабушка просила прощения за то, что позволила своей дочери бросить любимого внука в детском доме.
-Дедушка, как ты мог оставить меня в детском доме, почему ты меня не забрал оттуда?
И дедушка тоже просил его простить за то, что он не забрал своего любимого внука из детского дома раньше.
    Повторяющиеся вопросы маленького мальчика были обращены к его новым родителям, которые перед ним ни в чем не виноваты. НО им пришлось взять всю долю вины и ответственности за кровных родителей, которые бросили своего маленького сынишку, которые отказались заботиться о нем,  воспитывать его. Приемные родители просили простить их. Конечно, мальчик их простил. Дети хотят все и всех простить. Им нужно в этом помочь. Например, взять вину на себя.

    Приемным родителям необходимо понимать, что спекуляции детским домом со стороны приемного ребенка могут быть той соломинкой, за которую он хватается, чтобы выжить, чтобы зажить опять. Социальное сиротство. А уж сила и глубина данных спекуляций зависит от глубины той травмы, которую ребенок получил в кровной семье, в детском доме. Конечно, на процесс привыкания приемного ребенка к новой семье влияет много факторов. И мы уже отмечали выше и о чувстве привязанности приемного ребенка к своим приемным родителям, и о важности включении ребенка в традиционный уклад приемной семьи и др. Но если приемный ребенок сам возвращается к теме детского дома, приемные родители должны исследовать вместе с ребенком те глубокие смыслы, которые стоят за одной и той же спекуляцией своим прошлым.
Как мы помним, повторяющиеся вопросы маленького мальчика из вышеизложенного примера помогли и приемным родителям взять вину за несправедливое обращение с ним его кровной семьи, и убедили мальчика в надежности и ответственности взявшей его на воспитание приемной семьи. Данная спекуляция с попаданием в детский дом выполнила свое предназначение и прекратилась.

Продолжение следует….

Гобова Елена,
Приемная мама, психолог, эксперт программы «Семья и дети» Фонда Тимченко.


Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля