Спекуляции в приемной семье. Тема: "Как избегать спекуляций" Статья 3. "Противовесы спекуляциям – игра и взаимодействие

5 Декабря 2016
(6)
Еще в 1979 г. известный психотерапевт Джернберг заметила, «что здоровые отношения родителя и ребенка имеют две функции. Во-первых, эти взаимоотношения поддерживают ребенка на оптимальном уровне возбуждения, а во-вторых, как следствие этого, данные действия обеспечивают развитие ребенка. Степень ответственности родителя за уровень возбуждения ребенка увеличивается по мере его роста и развития и  критически падает после того, как ребенок достигает индивидуации в возрасте около трех лет. В течение всего этого периода жизни ребенка его потребность во внешнем контроле над его уровнем возбуждения будет значительно варьироваться в зависимости от ситуаций, в которые он попадает»[14, 53].
На наш взгляд, очень важно, чтобы приемные родители умели вместе с ребенком играть, взаимодействовать. Их совместные игры необходимо продумывать и совершать таким образом, чтобы через игру ребенок мог удовлетворять свою жажду деятельности, активности, и вместе с тем сохранять оптимальный уровень возбуждения, позволяющий ему гармонично распределять свои физические и психические силы в течение всей игры. Конечно, в игре возможно все. На то это и игра, чтобы у ребенка была возможность познать себя в различных состояниях.
Например, в состоянии максимального возбуждения, чтобы приложить предельные физические усилия и испытать максимальное напряжение, а вслед за ним моментально расслабиться, получить удовольствие от игры, от контактов с партнерами по игре, научиться взаимодействовать, сотрудничать со сверстниками, с более старшими детьми, с взрослыми. Именно в игре ребенок познает не только себя, но и научается понимать состояние, мысли и чувства других детей, познавать окружающий его мир. Игра может стать естественной защитой детско-родительских отношений от всякого рода вредных интерпретаций, спекуляций и манипуляций.  
С одной стороны, оптимальный уровень возбуждения ребенку нужен для того, чтобы удерживать свой внутренний интерес к игре, к занятию. С другой стороны, именно в игровой практике формируется способность ребенка к самомотивации путем поддержания стабильного энергетического уровня в течение определенного времени, достаточного для получения желаемого результата. Родители, затевая ту или иную игру, могут вместе с ребенком контролировать уровень возбуждения.
В игре можно учиться и успокаиваться, если возбуждение становится настолько велико, что может стать угрозой истощения ребенка.
В игре можно учиться и вникать, увлекать и самим вовлекаться в игровой процесс, если возбуждение ребенка стремительно падает вплоть до потери интереса и к предмету игры, и к партнерам по игре.
Кроме того, родителям следует самим научиться гармонично и эффективно переключаться с одного игрового процесса на другой, и научить этому своего ребенка. Например, играть в прятки, а потом пойти обедать таким образом, чтобы замена одного действия другим не вызывала у маленького ребенка обиду, злость, истерику, нежелание слушаться и сопротивление идеям родителей.
Таким образом, создание гармоничного совместного игрового пространства, в котором ребенок и родители научаются контролировать силу и степень своего возбуждения и торможения, будет обеспечивать ощущение безопасности, комфорта, положительно влиять на развитие ребенка, и, конечно, удерживать друг друга от спекуляций и манипуляций.  

Продолжение следует….


Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля