Дорог каждый день

20 Октября 2017
(0)
По данным Минобрнауки России по состоянию на 2016-й год в нашей стране зафиксировано около 62 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, из которых более 30% - с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Более 77% из них старше 10 лет, и именно у этих детей меньше всего шансов на усыновление. Приведенная статистика поддается простому логическому объяснению: чем старше ребенок, тем сложнее интегрировать его в приемную семью. Мы бы хотели осмыслить причины, по которым в наших казенных учреждениях содержится такое количество именно подростков с ОВЗ, и, в продолжение темы, описать классический путь ментального инвалида в современной системе профилактики и борьбы с сиротством.


Как вообще устроена российская система борьбы с сиротством

До достижения возраста 3-4-х лет сироты пребывают в Домах ребенка, затем по цепочке передаются в большие государственные детские дома, откуда в 7 лет их автоматически переводят в школу-интернат. Существуют также социально-реабилитационные центры, детские приюты, небольшие частные благотворительные организации с индивидуальным, часто семейным подходом к воспитанникам. Но сегодня, несмотря на принятый государством курс на увеличение усыновленных и взятых под опеку детей , подавляющее большинство сирот с инвалидностью, в том числе, с умственной отсталостью, содержится в детских домах.

Каждый год дети с нарушениями в развитии должны проходить психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) для получения рекомендаций относительно того или иного варианта общеобразовательной программы. Иными словами, эта комиссия оценивает, может ли ребенок с ОВЗ обучаться со всеми вместе, или нуждается в коррекционном адаптивном обучении. Для детей-сирот вердикт ПМПК означает, как правило, только одно – помещение в детский дом-интернат (ДДИ). Из таких учреждений прямая дорога ведет совершеннолетних в психоневрологический интернат (ПНИ) после признания их по решению суда недееспособными. Эта процедура, производящаяся в отношении сирот, подчас носит массовый характер . Недееспособность, называемую также «гражданской смертью» (по закону недееспособный не может голосовать, вступать в брак, распоряжаться своим имуществом без согласия опекуна), присваивают одновременно пяти и более сиротам за один непродолжительный суд. Дальнейшая жизнь человека проходит в стенах ПНИ, и это, по сути, финальная точка в его биографии.
 

Почему мы можем опоздать

Успех в обучении детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями в развитии во многом зависит от среды, которая их окружает. Особенно это касается детей с аутизмом и синдромом Дауна: к сожалению, в условиях коррекционных детских домов и интернатов возможности для постижения мира крайне ограничены. Одни и те же стены день за днем, казенная пища, которая всегда пахнет одинаково, невозможность принимать участие в организации быта, невозможность шагнуть за пределы крохотного мирка детского дома – все это негативно сказывается на прогрессе детей. Они не реализовывают и десятой части тех возможностей, которые заложены природой. Многие до 5-ти и более лет не разговаривают, не ходят, часто даже дети в ДДИ не доживают до совершеннолетия.

Происходит этот регресс из-за того, что после перехода из Дома ребенка в очень многих учреждениях детьми с ОВЗ перестают заниматься вовсе, обрекая их на плачевное существование в четырех стенах. В ДДИ и ПНИ, как правило, не хватает специализированного персонала: коррекционных педагогов, логопедов, физиотерапевтов, на одного воспитателя приходятся десятки воспитанников. В результате длительного, а иногда и пожизненного содержания в специализированных учреждениях, происходит усугубление психического состояния, вызванного не самой болезнью, а реакцией на неблагоприятные условия.

Не последнюю очередь в задержке психофизиологического развития играет разрыв с родителями в раннем детстве, поскольку это тяжелая травма для личности ребенка. К сожалению, такую задержку часто трактуют превратно и ставят не соответствующие реальности диагнозы. Дети, которые могли бы показывать устойчиво положительные результаты в обучении, оказываются заперты внутри коррекционных учреждений без шансов обрести семью и будущее.

Проблемы взрослеющих сирот с ОВЗ и их возможные решения

Несправедливость уравнительного подхода, который практикуется в детских домах и ПНИ очевидна, и стороннему наблюдателю ясно, что решение кроется в изменении структуры этих учреждений в целом. Определенные попытки инициировать перемены в этом направлении осуществляются - благодаря усилиям общественных активистов, властью была осознана и сформулирована необходимость реформы психоневрологических интернатов . Но воплотиться в жизнь в зрелой форме эти перемены не смогут в один момент, это будет результат кропотливой и, возможно, долгой работы, необходимы глубинные изменения системы специального образования.

Одно очевидно здесь и сейчас: дети до 7-8 лет должны воспитываться в малом семейном кругу, в воспитании личности должен главенствовать индивидуальный подход, тем более, если речь идет о детях с особенностями развития. Именно поэтому так важно успевать «перехватить» ребенка у системы и устроить в семью до достижения им 4-5 лет, пока конвейер не увлек его в пожизненное путешествие без цели и перспектив.


Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля