План действий

31 Октября 2017
(0)

Трудные дети – это навсегда?

Формулировка ОВЗ объединяет большое количество самых разнообразных диагнозов – какие-то заболевания являются врожденными и очевидны с первых дней жизни ребенка, какие-то (например, некоторые формы ДЦП) полностью подтверждаются только к 5-ти годам. И в тех, и в других случаях к основному диагнозу детей, оставленных без попечения родителей, как правило, добавляются различные виды задержек психического развития (далее – ЗПР) или умственная отсталость, запущенные заболевания дыхательных путей, инфекции. Приемным родителям нужно обязательно делать поправку на месяцы или даже годы, которые ребенок провел в учреждении для сирот, и дело не в том, что он не получал должного ухода – многие отклонения от нормы успешно компенсируются в семейном кругу, среди значимых взрослых, к которым ребенок начинает испытывать доверие и привязанность. Очень часто на примере медицинских карт детей-сирот можно наблюдать явление, так называемой гипердиагностики, или, наоборот – диагнозов в карте меньше, чем должно быть. Именно по этой причине начать необходимо с независимой медицинской экспертизы, которая выявит объективное состояние здоровья малыша. Хорошо, когда врачи, которые будут проводить обследование, имеют опыт работы с приемными детьми, знают об особенностях их развития. Не редки ситуации, когда через год-другой жизни ребёнка в семье, у него снимаются сопутствующие диагнозы, связанные с задержками развития, физиологическими нарушениям и тп.

В то же время, появляется всё больше семей, готовых принять детей и с серьёзными заболеваниями и нарушениями. Родители, не испугавшиеся ДЦП, синдрома Дауна, ВИЧ или аутизма, с успехом преодолевают трудности в воспитании или лечении сопутствующих заболеваний. Благодаря конкурсу дневников приемных семей «Наши истории» примеры подобных счастливых исходов становятся доступны широкому кругу людей. В семье Кузнецовых 15 детей, 11 из которых приемные, пятеро из них – инвалиды. Приемная мама рассказывает, как на глазах меняются дети, не получавшие с рождения любовь и ласку, когда становятся частью большой и дружной семьи. Так выровнялся мальчик Арсений с диагнозом ДЦП – начал ходить, разговаривать предложениями. Девочка Алёна, которая пришла в дом Кузнецовых из детского дома для умственно отсталых, за 2,5 года значительно продвинулась в своем развитии, несмотря на физические и психологические травмы, нанесенные ребенку в раннем детстве.

Как устроить жизнь ребёнка с ОВЗ

В зависимости от возраста ребенка, задачи родителей в коррекционном процессе меняются. Для детей от рождения до 2 лет необходим постоянный тактильный контакт, эмоциональное общение, стимулирование зрения и слуха в игровой форме. Полезно вести дневник наблюдений за прогрессом ребенка – это часть совместной работы родителей и наблюдающих врачей, психологов, дефектологов и других специалистов. В 3-4 года в фокусе внимания – память, мышление, мелкая моторика, навыки самообслуживания и гигиены. Возможно, для того, чтобы ребенок научился пользоваться вилкой и ложкой, научился сидеть, ходить и пользоваться туалетом, понадобится адаптировать предметы ежедневного быта под его возможности. Очень важно с самого раннего возраста использовать весь возможный потенциал ребенка и производить рутинную работу не вместо него, а вместе с ним. Обозначить границы помогут коррекционные педагоги, психологи, логопеды и реабилитологи. В дошкольном возрасте стабилизируется режим дня, появляются обязанности по дому, формируется привычка к труду. У детей с ОВЗ, как правило, наблюдается низкая работоспособность центральной нервной системы, поэтому некоторым из них необходимо спать не менее 14-15 часов в сутки. Все промежутки дня между едой, сном, лечебными и гигиеническими процедурами перемежались интересными занятиями.

«Кажется: а жить-то когда? - улыбается Елена Лянгузова из г. Киров, мама 7-летних Вани и Мили, приёмных детей с синдромом Дауна. - На самом деле, всё индивидуально. Например, наши дети столько не спят. А восстанавливаются дети с ОВЗ, так же, как и все люди, - в отдыхе (активном, пассивном, совместном, в одиночестве... кто как). Мои, например, очень любят мультики, плавать, слушать песни под гитару и дуреть с дедушкой».

Помимо поддержки постоянно сопровождающих специалистов родители могут получить помощь в родительских объединениях, консультативных группах, службах ранней помощи при специализированных детских садах и реабилитационных центрах. При этом важно не забывать, что все маленькие дети, с любыми особенностями, имеют право на детский сад, а их родители - на личное пространство. Дети с особенностями могут ходить в обычные, инклюзивные, специальные коррекционные, частные и другие сады. Елена Лянгузова рекомендует родителям, прежде всего, найти некоммерческую организацию родителей детей с ОВЗ, занимающуюся поддержкой семей с особыми детьми. С их помощью будет проще определиться с вектором дальнейшего развития ребенка: будет ли это общеобразовательная школа с коррекционным классом, специализированная школа или домашнее обучение, определяют родители на основании рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). Как и в случае с детсадами, дети с ОВЗ могут посещать обычную общеобразовательную школу.

Если научить не получается

Любая коррекционная программа создается на основе обследования и выявления знаний, представлений и умений ребенка, выявлении проблем. Следующий важный шаг – это постановка адекватных целей, которые предполагается достичь в обучении. В раннем возрасте большинство заданий можно выполнять в процессе ежедневного ухода за ребенком. Успех – это лучшая мотивация, поэтому стоит помочь ребенку показывать себя с лучшей стороны. Задания, предлагаемые ему, стоит делать разнообразными и достаточно короткими. Каждое новое задание должно начинаться с ситуации успеха, трудные задачи хорошо перемежать более легкими – это послужит своеобразным якорем для ребенка в освоении новых навыков. Чем больше членов семьи будет задействовано в занятиях, тем легче ребенок вольется в учебный процесс, для него это будет привычной семейной игрой. Стоит ли напоминать о том, что за успехом должна следовать похвала?

Все перечисленное отлично работает, когда ребенок вовлечен в процесс обучения. Но как быть, если научить не получается, и родители сталкиваются с отказом от занятий, порой, в агрессивной и грубой форме? Наиболее часто причиной нежелания ребенка заниматься является нарушение внимания. Стандартный подход предусматривает три главных ступени, которые помогают научиться концентрировать внимание:

1.     Научить ребенка концентрироваться на человеке путем зрительного контакта.

2.     Концентрация на предметах и звуках.

3.     Наблюдение за предметами и явлениями совместно с ребенком - так называемое, «совместное внимание». Без освоения этой ступени ребенок не овладеет социальными навыками, а, в дальнейшем, и навыкам тонкой моторики и общения.

Приступая к любому заданию, родитель объясняет ребенку, что он должен сделать, оказывает, при необходимости, помощь, и, затем, создает ситуацию успеха и хвалит за выполненное задание. Похвала может выражаться не только словами и объятиями, но и символами – звездочки в «дневнике», мелкие игрушки, которых нужно собрать определенное количество.

Если ребенок имеет тяжелые нарушения речи, моторики либо поведения, нужно искать способы взаимодействия путем игрового контакта, ребенок должен быть заинтересован в выполнении заданий.  Усложнение заданий не должно требовать от ребенка новых форм ответных реакций.

В безопасности и комфорте

Дети с различными видами и формами ОВЗ часто успешно компенсируются к первому классу - в таких случаях они поступают в общеобразовательную школу. «Современный подход к инклюзии подразумевает, что любой ребенок с любыми особенностями может учиться по месту жительства или там, где выбрали его родители, а учебное учреждение обязано создать ему там условия, - говорит Елена Лянгузова. - Это по закону. В жизни, конечно, надо смотреть на школы и людей, в них работающих. В то же время, есть прекрасные специальные коррекционные школы, и не стоит их бояться. В любом случае, я бы посоветовала воздержаться от надомного обучения. Любой ребенок с любыми особенностями имеет право на регулярное общение со сверстниками».

В случаях, когда ребенку требуется постоянное наблюдение и физическая поддержка, уместен разговор о направлении в специализированное учебное заведение. В очередной раз подчеркнем, что в выборе подхода к образованию отталкиваться стоит от возможностей и потенциала ребенка.

В своем сборнике статей «Привязанность – жизненно-важная связь» психолог-консультант по осознанному родительству Ольга Писарик приводит характеристики «детей, которых легко растить»[1]. Одна из них звучит так: это ребенок, который «чувствует себя с нами в безопасности и комфорте, для которого его дом – это надёжная бухта, где он может укрыться от житейских невзгод». Напоминать себе об этом полезно всем родителям без исключения, вне зависимости от того, какая группа здоровья обозначена в медицинской карте вашего ребенка.




[1] http://alpha-parenting.ru/library/broshyura/





Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля