Ольга Румянцева: «Пусть дневники доставляют удовольствие!»

Ольга Румянцева: «Пусть дневники доставляют удовольствие!»
7 Сентября 2016
(1)

 

Ольга Румянцева: «Пусть дневники доставляют удовольствие!»

«Книжка под подушку» – интерактивный зрелищный проект для детей и родителей, который призван помочь детям и подросткам открыть для себя чудесный мир книг, а родителям – развить любовь ребят к литературе. Передвижной книжный фестиваль проводится в России в пятый раз – в 2012 году он стартовал в Нижнем Новгороде, затем прошел в Воронеже, Тольятти, Туле, а теперь – и в Тамбове. Он проводится благотворительным фондом «Культура детства» при поддержке региональных администраций и партнеров, таких как Фонд Тимченко. Каждый год фестиваль привозит с собой любимых детских писателей, иллюстраторов, музыкантов, артистов, которые творят с детьми и для детей.

Ольга Румянцева – куратор этого чудесного проекта. Как родилась идея «Книжки под подушку»? Почему проект считает важным работать с приёмными семьями? Как воспринимается идея конкурса «Наши истории» вообще и детских дневников в частности? Рассказывает Ольга Румянцева.

 

«Заразиться любовью к книге»

Сначала была идея, что книжка – это очень важный помощник в жизни человека. Она родилась из нашей собственной истории, когда в какой-то момент ключевая книжка очень сильно повлияла на твой выбор и до некоторой степени определила жизнь. И из нашей практики работы с детьми: ребята, которые читают, или чем-то всерьез увлечены, гораздо реже попадают в неприятные ситуации. И даже если попадают, проще с ними справляются, они вдруг находят возможность. А есть ребята, которые ничего не находят, которые падают до самого дна.

И из всего этого родилась идея, что должен быть проект, который помогает детям любить книги.

Хотелось сделать так, чтобы дети полюбили книгу. Не прочитали и не научились читать, а именно полюбили читать. Так был создан наш проект – «Детский книжный автобус БАМПЕР». Потому что, во-первых, если мы говорим о людях, которые не любят читать, значит, мы должны иметь возможность к ним прийти. Во-вторых, должны быть самые лучшие книжки, которые мы понимаем, чем они могут зацепить. И третье – вокруг этих книжек должно происходить событие. Если ребёнок уже не любит читать, то без события изменить ничего не получится. И мы ездили, создавали события.

Почти сразу пришла идея делать фестиваль, потому что это большое событие, где надо собирать то, что мы больше всего любим, что нас вдохновляет. И он должен быть передвижной, потому что, по сути, каждый город может сделать у себя фестиваль. Сложность одна - заразиться любовью к книге. И вот, мы делаем фестивали вместе с городами, чтобы оставались все контакты, все возможности на случай, если город заразится, сможет это событие повторить.

Насколько я знаю, сейчас книжные фестивали, подобные нашему, идут в Туле, где мы были в прошлом году. В Воронеже проходят аналогичные фестивали, тоже после нас. Не могу сказать, что благодаря нам, но это было точно после нас, и это делали примерно те же люди, которые сотрудничали с нами. Конечно, они делают это уже как-то по-своему и это другой фестиваль, но главное – на той же идее.

 

Любимые авторы

Как мы приглашаем авторов на фестиваль?

Во-первых, должны быть детские писатели, авторы увлекательных историй. Чаще это любимые нашего автобуса авторы, ставшие нашими друзьями. Мы с ними ездим уже который год – на фестивали, в школы, куда угодно. Это уже традиция. Мы бываем на разных книжных фестивалях, иногда встречаем кого-то, кто нам ужасно нравится – и тогда мы его приглашаем. Получается так, что у нас стало так много любимых нами авторов, что мы не можем всех сразу пригласить, и это проблема.

Но мы хотим верить – все, что мы рекомендуем, правда здорово. И если я пригласила человека на какое-то событие, то я его пригласила по-честному. Это очень важно и помогает в работе. Если я говорю: «Идите туда, там здорово», – не потому, что мне надо собрать 20 гостей, а дети потерпят. Я говорю искренне, потому что я считаю, что это здорово.

 

Чуть более внимательно, чуть более зажигательно

У нас был опыт – мы вместе с Фондом Тимченко год или два назад делали книжные праздники для приёмных семей. Приглашали Марину Москвину, Надю Суворову.

Дети в отношении книг и чтения во многом похожи. Только у приёмных часто негативный опыт. И делать событие для них сложнее - они немножко недоверчивы. Но при этом книжки они в результате читают те же. Событие для них должно быть чуть более внимательным, чуть более продуманным, чуть более зажигательным, чуть более динамичным, потому что не все привыкли сидеть и сразу внимать. И у родителей, конечно, много тревог по поводу выбора книг, особенно новой литературы. Но после разговоров и встреч с авторами, после каких-то прояснений ты очень часто берёшь книгу в руки, знакомишься с ней и все встает на свои места.

С Фондом Тимченко, на самом деле, очень сошлись интересы. Мне было интересно сделать фестиваль таким, чтобы человек мог остановиться и почувствовать, что с ним происходит. Книги дают то, чего не даёт компьютер – умение остановиться и сосредоточиться на своих чувствах и эмоциях. Была мечта сделать фестиваль вот про это. Когда у программы «Семья и дети» Фонда возникла дневниковая идея, она очень гармонично легла на нашу первоначальную идею. Потому что дневник – это способ остановиться и почувствовать.

Про «Наши истории»

Надо ли рассказывать о приёмных семьях?

Мне кажется, обязательно надо, хотя бы просто потому, что очень много непонимания, настороженности связано с незнанием. И больше того, мне кажется, о проблемах детдомовских детей, приёмных семей люди не хотят знать, потому что как-то так получилось у нас в стране, что это связано всегда с травмой. Это и есть травма, но тема всегда связана просто с жестью и ужасом. Поэтому, когда есть какой-то детдомовский ребёнок, ему можно дать копейку, чтобы от этого откупиться и не думать. Или можно просто зажмуриться и не знать, потому что это ужас.

В этом смысле позитивный опыт работы с детьми из детских домов и позитивный опыт приёмных семей – это очень важно.

Недавно мы спорили, почему нельзя читать «Му-Му» в детском возрасте? Когда читают «Му-Му» в четвёртом или пятом классе, она не помогает чувствовать, а, наоборот, замораживает. На самом деле это так грустно и больно, что когда ты читаешь (я думаю, что любой человек, который читал «Му-Му», вспомнит это ощущение), ты изо всех сил стараешься не чувствовать. И это по-настоящему вредно, потому что учит людей не чувствовать.

Обычный разговор про детдомовских детей – это как «Му-Му» в пятом классе – люди стараются не чувствовать. Нужно рассказывать грамотно и не с позиции жалости или ужастика, а по-настоящему. О том, какие классные разные дети, как с ними интересно общаться, они такие – другие и разные, у них классные родители. Такой адекватный рассказ помогает людям не замораживаться, отворачиваться и отгораживаться, а чувствовать. Поэтому я думаю, что это хороший опыт.

 

Тем, кто будет писать дневники для «Наших историй»

Хочу пожелать, чтобы дневник доставил вам удовольствие, пока вы его пишете. Чтобы в дневнике была не идея что-то рассказать или доказать. Получайте удовольствие в ту секунду, когда вы его пишете. А потом пусть будет как будет.



Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля