Навык вместо подарка: новые популярные способы помочь детдомовцу

26 Сентября 2016
(0)

Подарки под праздник стали символом младенчества милосердной сферы. В некотором роде степень зрелости в деле помощи сиротам определяет степень зрелости благотворительного мира. Сейчас фонды сосредоточились на подростках – их редко усыновляют, и они мало подготовлены к взрослой жизни. Кем, какими они станут, когда вырастут?

Достаточно ли того, что делается сейчас? Изменится ли и эта мода на помощь взрослеющим детдомовцам? В этих вопросах таится ответ – какой станет и наша благотворительность, когда вырастет.

Выпускники детских домов входят во взрослую жизнь неподготовленными. Начиная от неумения приготовить себе обед и заканчивая неумением строить взаимоотношения с людьми. Они не доверяют окружающим. Они часто не помнят (не хотят помнить) свое прошлое. У них нет детских фотографий, нет рядом людей, которые помнили бы их маленькими. Нет взрослого, который бы волновался за оценки, за испачканные ботинки, за простуженное горло…Часто им неинтересно учиться – потому что они не знают, зачем. Не знают, кем станут. Не видят цели. Очень трудно, не имея ориентиров, примеров, прошлого, подтверждения своей ценности, системы координат, найти самого себя.

Благотворительные фонды, помогающие детям из детских домов, последнее время главным направлением работы делают помощь сиротам-подросткам. Сегодня мы рассказываем именно о таких практиках НКО – тех, которые уже дают определенные результаты. Они делятся на три направления — учеба, профориентация, социализация.

Учеба. Скайп. Шанс.

Программа «Шанс» – один из флагманских проектов благотворительного фонда«Арифметика добра». Старшеклассники из детских домов уже 24 регионов страны дистанционно занимаются с педагогами, подтягивая свои знания.
Это самая масштабная благотворительная программа дистанционного обучения для детей-сирот.

«К сожалению, даже в очень хороших детских домах, где думают о будущем детей, около 80 процентов выпускников школ никуда не поступают, – говорит Юлия Иванычева, руководитель программы «Шанс» фонда «Арифметика добра». – Проблем тут несколько. Во-первых, чаще всего детей ориентируют на примитивные профессии, считая, что они «не потянут» большего. Предлагают им быть парикмахерами, поварами или слесарями – и это становится пределом мечтаний сирот. Чаще всего они вообще не мотивированы учиться. Дотягивают до 9 класса и идут в колледжи. Оканчивают 11 классов не все, – но тогда далеко не все идут в вузы».

Корень проблемы, отмечают в фонде, в том, что у детей в детских домах нет рядом значимого взрослого. Того, кому были бы важны удачи ребенка, его стремления, интересы. Фонд «Арифметика добра» способствует переходу детей из детских домов в приемные семьи, но именно подростки страдают от отсутствия к ним интереса со стороны потенциальных приемных родителей. Не все отваживаются взять в семью ребенка старше 10 лет, считая, что с ним будет трудно ужиться. И тем детям, которые взрослеют в детских домах, помощь крайне необходима. И фонд разработал программу дистанционного обучения детдомовцев — в том числе и для удаленных регионов, где подчас невозможно найти сильного преподавателя, который придет в детский дом.

«Вот, например, маленький городок Тогучин в 110 км от Новосибирска. Там даже нет гостиницы, мы ночевали в детском доме, приехав туда, – рассказывает Юлия Иванычева. – У нас была мысль обеспечить также для ребят спортивные занятия, но там нет спортивного тренера. Репетитор туда бы вообще не доехал. Там невозможно обеспечить качественный уровень образования. Только дистанционно».

Для дистанционного обучения недостаточно простого скайпа – работа идет на специальной онлайн-платформе adobeconnect, в которой педагог и ученик могут пользоваться специальной виртуальной доской, писать формулы, тексты, использовать презентации – таким образом, обеспечивается полноценное обучение.  В «Шансе» работают самые лучшие преподаватели, из разных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Тюмени, Старого Оскола…

Преподавателей нужно было подготовить к работе с детьми из детских домов. «Не все педагоги представляли себе сложности, которые могут их ждать, поэтому с ними работали наши психологи – и до начала программы и уже в ходе работы в «Шансе», — отмечает Юлия Иванычева. – В то же время необходимо было уйти от стереотипа «ребенок из детского дома – сложный ребенок». И мы гордимся тем, что за первый учебный год ни один из педагогов не ушел из программы».

«У нас прогресс. Дима спросил, как у меня дела», — так говорит преподаватель через два месяца после занятий с мальчиком. Эти дети раскрываются не сразу. Но в «Шансе» они вдруг с удивлением для себя ощутили, что они могут быть успешны. Их не только не ругали за ошибки, но и хвалили! Некоторые дети признавались, что их никогда не хвалили в школе.

Детям легче заниматься индивидуально: уходит чувство стыда, если вдруг что-то не получается. В итоге школьники стали серьезнее относиться к учебе, им понравилось. У каждого из них появился значимый взрослый. Не близкий человек, конечно, но взрослый преподаватель, который видит своего ученика не как «одного из коллектива», а интересуется именно его знаниями, именно его успехами и его домашней работой.

«Для ребенка, который находится в коллективном учреждении, очень важна индивидуальная работа, – отмечает Юлия Иванычева.

«Программа «Шанс» – это во многом преодоление, – продолжает она. – Для всех – для детей, для преподавателей, для нас. Ведь нам говорили в самом начале: «Они и в школе не учатся, а как они будут учиться у вас по интернету? Это ерунда»… Но мы выдержали. Дети справились. И теперь мы слышим от воспитателей и учителей: «Это невероятно! Это сработало!». И это наша главная награда».

Одна из участниц «Шанса» из Новосибирского детского дома училась из ряда вон плохо, даже тройку получить для нее было подвигом. Учителя боялись, что девочка вообще не сдаст экзамены. У Алены была очень снижена мотивация к учебе: у ребенка была нарушена психика после перенесенных ранее трудностей в жизни. Но «Шанс» вытащил Алену из сложной ситуации. И она смогла сдать экзамены по русскому языку на четверку – для нее это было настоящим преодолением.
А вот Толик из московского детского дома. У мальчика 4-я стадия рака, он находится на домашнем обучении, не может ходить в школу. Его подключили к «Шансу» – и мальчишка закрыл учебный год на пятерки. И даже стал куратором «Шанса» в своем детском доме! Толя увлекается программированием, и применил свои навыки на практике: помогал подключать своих сверстников к онлайн-платформе, на которой работает «Шанс».

18-летняя Вероника, выпускница Чебоксарского детского дома, уже в Москве – она стала студенткой Российского государственного гуманитарного университета. Девочка тщательно готовилась к экзаменам с помощью преподавателей программы «Шанс». Мечта Вероники – стать архивоведом, она увлечена историей. Еще несколько ребят, окончив 11 класс, с помощью «Шанса» смогли поступить в Санкт-Петербургский государственный
экономический университет.

 «Я хочу выучиться на повара, чтобы работать в ресторане русских блюд, – рассказывает о себе Сережа из детского дома в Марий-Эл. — Научиться хорошо готовить, выпекать пироги, варить разные супы. И это не просто мечта. Я уже занимаюсь в кулинарном кружке, умею готовить блины и пиццу. Занятия в кружке «Кулинария» для меня своего рода практика, а в проекте «Шанс» я изучаю математику, русский и биологию. Я прекрасно понимаю, что мне нужны знания, без них никак».


Профориентация

Фонд «В твоих руках» уже несколько лет развивает программу помощи «Я выбираю профессию» – она рассчитана на подростков из детских домов и интернатов Московской и Ярославской области. Каждую весну в столицу приезжают группы из 16-18 подростков 14-16 лет. Здесь они живут в хостеле вместе с сопровождающими воспитателями и сотрудниками фонда. И каждый день отправляются на экскурсии на самые разные предприятия.

«Уже с хостела начинается работа над социализацией. Например, мы говорим: вот холодильник, если ты проголодался – можешь сделать себе бутерброд, вот плита, можешь приготовить что-то. Но в детдоме у него нет холодильника, из которого в любое время можно брать еду! Дети впадают в ступор, – рассказывает Елена Коновалова, руководитель проектов Фонда «В твоих руках». – Только к 3-4 дню они с нашей помощью, а потом самостоятельно начинают этим холодильником пользоваться. И осваивают и другие банальные, казалось бы, бытовые моменты. Есть стиральная машинка, и ты можешь постирать. Есть душ и туалет – надо следить, чтоб на полу не было воды».

А еще и общественный транспорт. Ведь ребята из детских домов обычно передвигаются на заказных автобусах. А тут – едут сами на метро! Для многих это настоящее приключение. Сотрудники фонда стараются за это время научить их пользоваться схемой, строить маршрут, находить станции пересадок.

Каждый день дети посещают предприятия, чтобы посмотреть изнутри на различные профессии. В детском доме представления о профессиях у детей практически нет. Они видят воспитателя, педагога, медсестру, повара. А ведь в наших семьях родители приходят с работы вечером домой, рассказывают, как прошел их день, что они делали… В гости приходят друзья, родственники, рассказывают что-то о своей работе. У ребят из детдома такого опыта нет.

«Мы хотим не просто рассказать детям, что есть еще огромное разнообразие профессий, но и показать на практике, в чем же состоит ежедневный труд автомеханика, токаря, официанта, швеи и так далее, – поясняет Елена Коновалова. – Мы выбираем предприятия, где востребованы профессии, доступные выпускникам детского дома. Ведь они редко заканчивают вузы, обычно это среднее специальное  образование – колледжи».

Ребята уже побывали на заводе Рено, швейной фабрике MEUCCI, Домодедовской таможне, в аэропорту «Шереметьево», МЧС, гостинице Холидей, автосервисе, в DHL… Часто сотрудники фонда просят знакомых, чтобы те порекомендовали, куда можно отвести детей, на каких интересных предприятиях работают они или их близкие. Порой так и находятся новые места для экскурсий.

«…Представьте: подростки из коррекционного интерната. И вдруг роскошный четырехзвездочный отель! Казалось бы, что может такое место предложить этим ребятам в плане работы? Но и здесь есть простые профессии: горничная, например. Или работник кухни. Это вполне доступные специальности для таких ребят, – подчеркивает Елена. – То же самое и на автомобильном заводе. Есть специальности, которые подходят для людей с высшим образованием, допустим, инженеры. А есть и рабочие специальности – слесарь, автомеханик. При этом внутри таких компаний обычно обеспечен карьерный рост, что немаловажно.  Можно к чему-то стремиться, и доучиться уже в процессе, освоить новую специальность или получить дополнительное образование».

Тех, кто ведет экскурсии, фонд просит делиться личным опытом, чтобы дети не боялись и знали: ты можешь добиться своего, если хочешь. «В письме от фонда мы разъясняем принимающей стороне, на что обратить внимание при подготовке экскурсии. Важно рассказывать простым языком. Просим добавить какой-то интерактивный элемент – так дети лучше запоминают, что им рассказывают. Например, в отеле ребята могут заправить постель вместе с горничной, с поваром – испечь булочки, в Ашане – поработать на кассе.

А на заводе Рено есть стенд, и новички, которые приходят устраиваться на завод, должны научиться на определенной скорости завинчивать гайки и болты. Если ты делаешь медленнее – конвейер встаёт. Так у нас не только мальчиков, но и девочек было не оттащить от этого шуруповерта», – рассказывает Елена.

«Конечно, за неделю ребенок не может решить, кем он станет в будущем. Но после посещения компаний и производств у ребят расширяется кругозор, появляется другой выбор. Так или иначе эти экскурсии влияют на детей», – отмечает Елена.

Кто-то, наконец, понимает, какая сфера деятельности ему интересна, а чем он точно не хотел бы заниматься. «У нас на программе была одна девочка, Кристина, которая должна была идти учиться на бухгалтера. Но вживую пообщавшись с бухгалтером и поняв, что именно ей предстоит делать, сказала: на бухгалтера – ни за что! В итоге поступила в колледж на парикмахерское дело и счастлива».

Кто-то из ребят утверждается в том, что ему нравилось и раньше. Вот, например, Саша из Быковского детского дома  хотел быть автомехаником – и, побывав на выездных экскурсиях, понял, что он сделал свой выбор правильно. А в ком-то зарождается мысль учиться хорошо, чтобы поступить в лучший колледж.

У Андрея из коррекционного интерната после программы появился стимул. Стимул к другой жизни. Андрей ходит сейчас в вечернюю школу, чтобы подтянуть свои знания, сдать экзамены и получить настоящий аттестат о среднем образовании, а не справку об окончании школы. Андрей мечтает стать дизайнером. Он очень упорный, трудолюбивый, и шаг за шагом идет к своей цели.

Готовы ли крупные предприятия взять на работу выпускника детского дома? Некоторые – да, – отмечает Елена Коновалова, – по крайней мере, так они говорят. «Выпускник детского дома, получив среднее специальное образование, может прийти на самую низкую стартовую позицию, и уже здесь его будут растить как специалиста. Но на практике опробовать такой вариант мы пока не смогли: наши подопечные еще только заканчивают школу или учатся в колледжах».

«Программа была очень насыщенной, познавательной и интересной. Я узнала для себя много разной информации, которая мне поможет определиться с профессией в дальнейшем, – говорит семнадцатилетняя Оксана, одна из участниц программы «Я выбираю профессию». – Я представляла себя в тех профессиях, которые нам были показаны, и для себя делала выводы».

Еще один проект фонда, связанный с профориентацией, называется «Я получаю профессию»: девочек обучают парикмахерскому делу прямо в детском доме.

«Сначала мы поддерживали – организационно и финансово – волонтерский проект в Петровском детском доме Ярославской области. Волонтеры там преподают уже третий год. Самые активные ученицы летом 14 года прошли двухмесячный курс обучения в школе парикмахеров Britbob. Спасибо руководству школы – приняли наших подопечных бесплатно! Из трех девочек сдала экзамен одна, и получила диплом об окончании курсов. Им, конечно, было тяжело в 15-16 лет учиться наравне со взрослыми. Поэтому один диплом «на троих» – это хороший результат».

Позже такой же обучающий курс фонд организовал и в Быковском детском доме, и сейчас второй год старшеклассницы учатся у педагога-парикмахера. Это очень полезно. Даже если они не станут парикмахерами, у них в руках будет практический навык. Они всегда смогут заработать. Тех, кто захочет продолжать обучение уже с целью получения диплома, направят на сертифицированные блиц-курсы.

Социализация: гид по жизни

В этом году фонд «Дети наши» выпустил приложение «Гид по жизни» – продолжение печатного издания «Путеводитель по самостоятельной жизни», его фонд издает с 2009 года – сначала по регионам, там содержалась местная информация, потом сделали универсальное справочное приложение, и сейчас эта книга охватила уже 30 регионов.

«Наше исследование показало, что ребята лучше усваивают материал, когда работают с ним еще в школе, когда по книге решают практические задачи с помощью педагогов, – рассказывает Варвара Пензова, директор фонда «Дети наши». – Там рассказывается многое: как написать резюме, как написать заявление в полицию, как заполнить квитанцию и так далее.  Но мы всегда мечтали о том, чтобы возможность получать ответы на свои вопросы, предусматривать и предотвращать опасные ситуации была у ребят по всей стране. И когда с Мегафоном мы обсуждали возможность совместных проектов, поняли, что есть совпадение интересов. И мы сделали такое мобильное приложение».

В мобильном приложении «Гид по жизни» есть все справочные материалы, а еще туда можно закачать дополнительную информацию – например, можно сохранить данные паспорта, чтобы не носить его с собой. Работает приложение и без интернета, главное – скачать его себе в телефон.

В приложении можно задать вопрос специалисту, который в течение 48 часов обязуется ответить. Это сотрудники фонда. «Вопросов пока не так много, как мы ожидали. Мы планируем потом отсортировать и проанализировать вопросы детей и дополнить приложение нужной информацией», – отмечает Варвара Пензова.

«Мы понимаем, что даже электронный путеводитель надо осваивать в школе, и подали сейчас заявку на президентский грант, чтобы проводить занятия с ребятами, со специалистами в регионах, чтобы они это приложение освоили и помогали ребятам с ним разобраться», – подчеркивает Варвара.

Приложение вышло весной, и на сегодняшний день оно скачано уже более 600 раз, но оценить использование сложно – Айос такой информации не дает. На Андроиде активных пользователей примерно 45% от скачавших.

«Кстати, многие родители семейных подростков говорили, что это очень полезно, и молодые люди говорили, что им это тоже нужно. Так что приложение оказалось востребовано не только среди детей-сирот из детских домов, но и семейных детей. Ребята отмечают, что приложение важное и нужное, и они им постоянно пользуются», – подчеркивает директор фонда.

Еще одна важная акция фонда «Дети наши» – «Дарите навыки вместо игрушек». «Мы действительно стараемся говорить о том, что сиротам не нужны подарки, а нужна практическая помощь, –говорит Варвара. – Идея зрела долго, потому что перед каждым Новым Годом мы получали большое количество звонков от компаний – хотим в детские дома отвести подарки! Да и многие НКО проходят этот путь – когда перед Новым годом компании хотят сделать доброе дело и все рвутся с подарками в детские дома. Мы понимаем их, мы на заре своей деятельности тоже так думали, но потом поняли, что подарками дело не решить, и с этого и начался наш фонд».

Подростков, которых сейчас в интернатах большинство, приемные семьи не особенно активно разбирают, поэтому были важны такие направления работы, как социализация, освоение ими профессиональных навыков. Фонд пробовал разные пути, но стало ясно, что полумеры не работают.

«И мы несколько лет назад отказались от идеи подарков, а эта акция стала завершающим аккордом в этом. Мы предложили всем компаниям и обычным людям, подарить ребенку навык, а не игрушки.

Столяр, айтишник, швея, повар –  кружки, на которых можно освоить эти профессии в детских домах, мы поддерживаем – оплачиваем преподавателя, закупаем материалы. Всего около 20 кружков, – И все, кто хочет поддержать эту работу, могли это сделать – перечислить деньги на эти программы отправив смс. Наша работа была больше рассчитана на физических лиц, которым нужно объяснять, что такое реальное доброе дело. Мы в итоге акции тогда собрали около 200 тысяч рублей, это не очень много, но мы ходим верить, что дело двинулось, и сделает помощь более осмысленной».

Фонд несколько лет назад провел исследование, и стало ясно, что те, кто участвует в наших образовательных  проектах, более благополучны потом в жизни. «Также мы обнаружили, что более успешны дети, которые имели возможность общаться со своими кровными родственниками. И это подтвердило наши предположения, что даже если возврат в родную семью невозможен, важен контакт с родственниками, – поясняет Варвара Пензова. – У нас есть программа, которая помогает если не вернуть детей в семью, то наладить связь, организовать встречи с семьей, и выяснилось, что это благотворно влияет на психологическое состояние ребенка, снижает стресс и высвобождает энергию для развития. Это перспективная работа».

Сейчас много говорится о важности программ по социализации, профориентации детей в детских домах. И многие фонды ведут такую работу. «Во многом это все равно, что бежать за уходящим поездом, — считает Варвара Пензова. — Ведь уже есть новое 481-е постановление, по которому главное – постепенно вывести детей из детских домов в семьи. Получается, дети в детском доме находятся временно, надо их вернуть в кровную семью или устроить в принимающую семью, и жить они должны в условиях, приближенных к семейным. Это, например, убивает идею социальных квартир как «опытных» площадок, дети должны жить в таких условиях всегда, а не только за год до выпуска. Поэтому работа с семьей может дать гораздо больше для адаптации сирот. Но пока сироты взрослеют в детских домах нужно помогать им всеми возможными способами».

Источник: МИЛОСЕРДИЕ.ru 


Поделиться:



Возврат к списку



Задать вопрос



* - обязательные поля