Конкурс дневников приёмных семей

Приёмные родители работают сердцем: особенности воспитания особых детей

У каждого ребёнка есть свое мнение, которое можно и нужно услышать. Есть оно и у особенных детей. В Центре содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» даже проводят оценку программ центра с учётом мнения детей. Также здесь занимаются семейным устройством особенных детей и поддерживают кровные и приёмные семьи, обучая родителей слышать, понимать и поддерживать ребёнка. Подробнее о работе Центра «Нашим историям» рассказала директор учреждения Ирина Юрьевна Шпитальская.

Расскажите, пожалуйста, об истории создания Центра.

Центру содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» в этом году исполнилось 4 года – его день рождения приходится на 30 сентября, день святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Центр возник на базе бывшего Детского дома-интерната для умственно-отсталых детей № 8. Идея реформирования детских домов-интернатов в центры содействия семейному воспитанию возникла у городских и федеральных властей; в Департаменте социальной защиты населения города Москвы разработали модель профилактики социального исключения детей с ментальными нарушениями развития, затем появился федеральный документ – Постановление Правительства РФ № 481, который определил направление реформирования интернатных учреждений. На административном уровне было решено приблизить условия жизни особых детей к семейным, чтобы учреждения стали открытыми для волонтёров, общественных организаций; дети выходили за его пределы, учились в образовательных учреждениях, занимались в кружках, посещали музеи и выставки… 

С какими детьми вы работаете?

Мы работаем с детьми с ментальной инвалидностью: достаточно высок процент детей с аутизмом, не уменьшается количество детей с синдромом Дауна. Попадают к нам и дети малого веса, от 500 грамм – они требует специфической и ранней поддержки из-за определённой незрелости головного мозга. Особенность нашего учреждения в том, что у нас есть и сироты, и дети, оставшиеся без попечения родителей и «родительские дети».

Один из воспитанников ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»

Каким образом дети попадают в Центр?

Москва – единственный регион, который принципиально ушёл от этапности перевода из одного стационарного учреждения в другое. Здесь объединены дома ребёнка, дома-интернаты и детские дома для детей с ОВЗ. Родители, которые понимают, что, в силу диагноза ребёнка, не могут сами справиться, обращаются в управление социальной защиты, их признают нуждающимися, они собирают пакет документов и получают направление в наш Центр. Сейчас у нас в стационаре числится 204 ребенка. Часть детей на субботу-воскресенье родители забирают домой. Рассчитываем, что на следующий год у нас появится услуга оказания комплексной реабилитации в нестационарных условиях. После курса, в зависимости от динамики развития ребёнка, родителям будут предлагаться дневные группы в течение недели либо кратковременные группы, где мама с ребёнком сможет получить консультацию специалистов.

У Центра есть партнёры среди других организаций?

В Попечительский совет Центра входит фонд «Я есть», которым руководят Егор Бероев и Ксения Алфёрова, в партнёрстве с ними и с привлечением общественности начались изменения условий жизни детей с особенностями, чтобы они жили как обычные дети.

Наше учреждение сотрудничает со многими организациями, которые мы рассматриваем как партнёров по запуску определенных качественных изменений. Например, с Фондом Тимченко, мы реализовали ряд проектов, направленных на взаимодействие с семьёй – как с кровной, так и с замещающей. В рамках данного направления сейчас развиваем технологию учёта мнения детей: мероприятия и программы учреждения оцениваются и самими детьми. Мы выиграли конкурс Фонда Тимченко «Семейный фарватер» — эксперты фонда признали нашу работу с доказанной эффективностью, и центр стал стажировочной площадкой для специалистов из разных регионов по работе с семьями детей с ОВЗ – мы делимся опытом, оказываем консультативную и практическую помощь.

Совместно благотворительным фондом «Расправь крылья» реализуем проект Адапт-студии по подготовке детей к самостоятельному проживанию.

Расскажите, пожалуйста, подробней о проекте Адапт-студии. 

Занятия в АдаптСтудии

В специально обустроенных квартирах дети учатся простым домашним делам: разогревать себе еду, стирать вещи, пылесосить и т.д. Опыт показывает, что целенаправленная работа с ребёнком приводит к положительным результатам: увеличивается словарный запас, возрастает навык самостоятельности. Адапт-студия теперь является частью комплексного проекта «Территория роста», который призван помочь детям с особенностями развития научиться коммуницировать вне стен учреждения и овладеть бытовыми навыками, необходимыми во взрослой жизни. В работу включаются дети с 14 лет. В большей степени в проекте участвуют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, но существует запрос и со стороны «родительских» детей. Есть семьи с детьми, у которых достаточно тяжёлые диагнозы, но родители стараются их забирать на субботу-воскресенье, на период отпуска. И тогда встает вопрос, как с ними общаться дома – не все это умеют. Мы стараемся и родителей, и детей научить единому языку, например, при помощи карточек. Используя их, ребёнок может сообщить о своих потребностях или желаниях, это облегчает не только взаимодействие с родителями дома, но и в общественных местах.

Каковы результаты четырёхлетней работы Центра?  

Если говорить о цифрах, мы передали в приёмные замещающие семьи 45 детей, и 5 детей вернулись в кровные семьи. У каждого ребёнка – своя уникальная история. Кто-то остался сиротой, от кого-то отказались в роддоме, у кого-то родителей лишили родительских прав. На сегодняшний день ни один из детей, переданных в семью, не вернулся в государственное учреждение.

Как вы работаете с замещающими семьями?

Кандидаты проходят серьёзный цикл обучения: как устанавливать контакт, если ребёнок «неречевой», как с ним общаться, как улавливать изменения ребёнка. Мы рассказываем об особенностях детей, объясняем, что, несмотря на серьёзные ограничения, они – просто дети, их надо понимать и не надо жалеть. Профессионально с такими детьми можно работать, в их развитии есть положительная динамика, и в каких-то областях они становятся успешными. Курс не только лекционный, в него включены интерактивные занятия. Мы работаем с кандидатами индивидуально, а во главу угла ставим задачу – научить людей понимать и принять наших детей к себе в семью, как под опеку, так и на гостевой режим. В дальнейшем мы не оставляем семьи и работаем с ними, чтобы предотвратить возвраты. В Центре организован целый процесс сопровождения – у семей есть кураторы, родители и опекуны приезжают к нам, консультируются по телефону. При Центре есть методисты, дефектологи, социальные педагоги.

Директор ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Ирина Юрьевна Шпитальская

Есть ли разница в работе с кровной семьей и с потенциальными опекунами, а затем и с приёмной семьей? 

Каждый случай индивидуальный. Одни кровные семьи заботятся о ребенке, другие – редко навещают . Есть семьи, которым в роддоме сказали, что их ребёнок — не жилец, лучше от него отказаться, а спустя несколько лет они узнали, что ребенок жив – и это для них травма. Относительно приёмной семьи, можно сказать, что люди сознательно делают выбор. Лично я расцениваю приёмную семью как работу, профессиональную, но работу сердцем. Приёмные родители проходят обучение и тестирование. Конечно, могут быть изъяны, но в целом профессиональная семья становится стабильно работающим институтом. Но остаются вопросы, которые надо решать. Нередки случаи «не справился – отдал», то есть, процент возврата остаётся достаточно высоким. Чаще берут маленьких детей, а подростки, тем более, особые подростки, остаются сложной категорией для семейного устройства. Надо работать с приёмной семьей в отношении ответственности, поскольку законодательно ответственность, особенно на начальном этапе, прописана не очень чётко. Приёмные семьи должны иметь обязательства перед детьми, которых берут. Решить все эти вопросы можно только при организации профессионального сопровождения семей.

Свои сложности есть при работе с кровной семьёй. У многих кровных родителей формируется травма, связанная с чувством вины, от которого можно и в течение всей жизни не избавиться. Они задаются вопросом: «Почему я? Почему мой ребёнок не такой как все?» Существует технология работы с чувством вины, но результат зависит от «запущенности» случая – поэтому начинать работать с семьёй, в которой появляется особый ребенок, надо как можно раньше. Психолого-педагогическая поддержка даёт семье уверенность и ощущение, что они не одни со своей болью.

По каким вопросам чаще всего обращаются родители?

Чаще всего это вопросы, связанные с поведенческими и психологическими моментами. Родители спрашивают, как реагировать на то или иное поведение особенного ребенка, что предпринять. Много вопросов бытового характера. Обращаются женщины после распада семьи, когда пытаются ответить на вопрос, как устроить жизнь с новым мужчиной.

Что бы вы посоветовали семьям, в которых воспитывается ребенок с особенностями развития?

Во-первых, не терять надежды, потому что спектр услуг для поддержки семьи с особым ребенком расширяется. Важно научиться видеть поддерживающую среду в окружении и входить в контакт с теми, кто готов помочь. Необходимо понимать реальные возможности ребёнка: у некоторых родителей занижены требования, у других – сильно завышены. Разумно формулировать требования к ребёнку и формировать его жизненный путь совместно со специалистами – это главное, чему надо научиться родителям особых детей.

Оставить комментарий