Конкурс дневников приёмных семей

Снова в школу: как помочь приёмному ребёнку учиться

У большинства приёмных детей, которые начали обучение в детском доме, возникают проблемы с учёбой после смены школы. Ребёнок может отличаться от одноклассников – успеваемостью, поведением, уровнем социализации. Нередки случаи, когда приёмного ребёнок отдают в класс, где учатся дети младше его, чтобы он «догнал» программу. Случается, что приёмные дети сталкиваются с неприязнью со стороны одноклассников или даже учителя. Чтобы повысить успеваемость ребёнка, приёмным родителям недостаточно просто нанять репетитора по «провисающим» предметам. Важно тоньше и глубже вникнуть в проблему и постараться ее решить комплексно.

Однажды Сережа пришел домой в разгар учебного дня с трясущимися руками. На уроке учительница при всем классе заявила, что у него были пьющие родители. Конечно же, он ответил ей грубостью, за что был выгнан с урока. «Я больше не пойду к ней на урок, какое она имеет право говорить такое?». «Взрослые тоже поступают плохо. Она не имела права так говорить, она не права. Ты же ей ответил… Успокойся и на следующий урок иди спокойно, веди себя достойно. Если подобное повторится, мы вмешаемся». К счастью, больше подобное не повторилось.       

Из дневника участницы конкурса 2015 года Назаровой Людмилы Борисовны (http://nashiistorii.ru/190-nazarova-lyudmila-borisovn/)

 

Разговаривайте с учителем

Налаживайте тесный контакт с педагогом ребёнка. Спрашивайте его мнение  о возможностях улучшить успеваемость и дисциплину ребёнка. Не менее важно объяснить учителю и ваше мнение о преимуществах и особенностях ребёнка, которые должны быть учтены в рамках учебного процесса.

Когда Яна попала в семью, её было сложно определить в нормальный класс из-за того, что по учебе она пропустила очень много школьного материала. В школе Яну хотели определить в класс, в котором программа была легкой, но мама, поговорив с учителями и рассказав проблему Яны, добилась, что бы Яна ходила в нормальный, сильный класс.

Из дневника участницы конкурса 2016 года Сэротэтто Василины Саварковны (http://nashiistorii.ru/71-serotetto-vasilina-savarkov/)

 

Предлагайте помощь

Даже если вы оплатите приёмному ребенку занятия с множеством репетиторов, это не заменит ему общение с родителями. Старайтесь участвовать в процессе обучения, выполняйте вместе с ним задания, объясняйте, как вы справляетесь с трудностями, вместе придумывайте нестандартные решения – позвольте ребёнку испытать общее с вами чувство победы. Не допускайте ситуации, чтобы ребёнок чувствовали себя потерянным. Стресс отрицательно сказывается на когнитивных способностях.

Первые трудности начались со старшим из-за учёбы <…> Он не хотел делать уроки, не любил читать, капризничал, когда что-то не получалось, обижался, категорически отказывался переписывать задания с ошибками. Но мы занимались каждый день, купили иллюстрированные книги, читали вместе и наши труды дали положительный результат. Ему самому стало интересно заниматься, он старался и радовался первым хорошим отметкам, и в результате сдал переводные контрольные на четыре и пять. А проблемки с поведением мы решаем по мере поступления, показывая на личном примере и рассказывая, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Из дневника участницы конкурса 2015 года Дербеневой Валентины Николаевны (http://nashiistorii.ru/92-derbeneva-valentina-nikolae/

 

Не переборщите с нагрузкой

Случается, что приёмные родители, стремясь наверстать упущенное, записывают ребёнка на факультативные и дополнительные занятия. Важно не перестараться – чрезмерная нагрузка может привести к защитной реакции мозга, который  «откажется» воспринимать новую информацию. Прекрасно, когда вы воспитываете разностороннюю личность, но не забывайте и о свободных часах, которые необходимы каждому. Если у ребёнка есть особенности здоровья, советуйтесь со специалистами, как лучше распределять учебную нагрузку.

В зависимости от погоды, самочувствия и настроения в школе Жене разрешают какое-то время просто полежать, опустив голову на руки, послушать, если писать нет сил. Женя и сама порой предлагает вместо того, чтобы писать, стереть с доски, поточить карандаши, порисовать, сполоснуть тряпку. Еще у таких детей есть возможность использовать в середине недели дополнительный выходной день. Пока такой привилегией Женя не воспользовалась.

Из дневника участницы конкурса 2015 года Репкиной Ольги Александровны (http://nashiistorii.ru/137-repkina-olga-aleksandrovna/)

 

Избавьте ребёнка от страха неудач

Чувствуя себя особенным в классе, а иногда и обязанным новым родителям, приёмный ребенок испытывает чувство тревоги. Он боится быть неуспешным и разочаровать семью, вызвать очередные насмешки одноклассников. Чувство страха часто влечет за собой апатию, и ребёнок отказывается что-либо делать. Роль приёмных родителей в этом – дать понять ребёнку, что бояться нечего, неудачи случаются у всех, но они – лишь ступень к следующему этапу развития.

 

Поймите, в чем ваш ребенок успешен и помогайте ему в этом

Часто бывает, что ребенку плохо дается математика, а вот в написании сочинений он – один из лучших. Необходимо поддерживать в нем интерес к сочинительству, по мере возможности, корректируя успеваемость по другим предметам.

Представляете картинку – мама заставляет ребенка, и он горестно плачет. Может, не надо заставлять? Но тогда прямая дорога в интернат. Я объясняю малышу, что знать – это здорово, ну просто круто! Кивает… и не делает. Получается — слова входят в него и растворяются. У Л. Петрановской я нашла объяснение этому — человек после авиакатастрофы чудом остался жив, а его спрашивают таблицу умножения. И мы отправились к специалисту – тренеру по йоге. Валентина начала заниматься с ним индивидуально, мы обсудили самые болезненные моменты, в том числе и по здоровью. Назару было запрещены занятия даже физкультурой. Два года занятий йогой и лыжные прогулки по лесу помогли и здоровью, и психике. Слёзы, конечно, лились, но интервалы стали больше. Назарка начал более спокойно общаться с детьми, всплески агрессии стали затухать. Научился правильно дышать. Через год врачи разрешили физкультуру и плаванье.

Из дневника участницы конкурса 2015 года Кривошеевой Светланы Евгеньевны (http://nashiistorii.ru/63-krivosheeva-svetlana-evgene/)

 

Интерес – лучшая мотивация

Найдите необычные факты об изучаемом предмете, объясните ребёнку, как эти знания могут пригодиться ему в дальнейшей жизни. Когда ребёнок четко осознает, зачем ему это нужно, он с радостью вовлекается в процесс и достигает высоких результатов.

Ко всему прочему у Сережи прибавились проблемы с русским языком. По определенным причинам я не могу ему обеспечивать репетитора круглый год, да и учиться он при желании может сам. Но, как и раньше я предполагала, после получения долгожданного подарка на Новый Год, тяга к учению быстро улетучилась. Первые две недели он приносил хорошие отметки, но потом, скатился к прежним двойкам да тройкам. Попробую его снова чем-то заинтересовать.

Из дневника участницы конкурса 2015 года Назаровой Людмилы Борисовны (http://nashiistorii.ru/190-nazarova-lyudmila-borisovn/)

 

Развивайте словарный запас

У приёмных детей часто возникают проблемы с коммуникацией – отсюда неуспеваемость по многим гуманитарным дисциплинам. Разговаривайте, читайте, обсуждайте, играйте в специальные игры, расширяющие словарный запас. Чем чётче и полнее ребенок может сформулировать свои мысли, тем легче пройдет процесс обучения.

Седьмой класс закончил без троек. Я никогда не любил читать, но мама просто не может жить без книг. Она всерьёз взялась за меня: приносила много книг по разным темам, приглашала на праздники в библиотеку, где работает заведующей. Постепенно я втянулся, полюбил приключенческие и исторические книги и даже в школе получил пятёрку по литературе за год. 

Из дневника участника конкурса 2016 года Клешева Василия (http://nashiistorii.ru/51-kleshev-vasiliy-sergeevich/)

 

Уделяйте больше времени распорядку дня и питанию ребенка

Вместе с ребёнком планируйте его день, предусматривайте полноценный сон и сбалансированное питание. Четкость действий и физическое здоровье ребенка крайне положительно влияют на его общую успеваемость, предупреждают переутомление и снижают возможность неудач.

Я считаю, что при подготовке к обучению в школе, самое главное — отработать у ребенка такой режимный момент, как системное выполнение уроков. Я стараюсь заниматься с Денисом каждый вечер по 15-20 минут, он выполняет задания, которые я ему пишу, в тетрадях моей дочери, особенно любит писать в тетрадях, где Кате ставили пятерки. После просмотра мультфильмов я прошу его пересказать сюжет, назвать имена героев, кто из героев ему понравился и почему. Когда мы идем в магазин, обговариваем список продуктов, и Денис мне напоминает, что мы еще не купили, таким образом, мы тренируем память и он видит свою значимость и понимает, что он помощник. 

Из дневника участницы конкурса 2015 года Нечаевой Жанны Ивановны (http://nashiistorii.ru/111-nechaeva-zhanna-ivanovna-s/)

 

Оставить комментарий